«Голос Армении»: «Сигналы к действиям»
«Если Арцах будет разорен и попадет в руки Азербайджана, то России на Кавказе больше ловить будет нечего», – заявил в эксклюзивном интервью «ГА» публицист Денис Дворников.
Текст интервью приводим ниже:
- Г-н Дворников, вследствие очередного грубейшего нарушения Азербайджаном режима прекращения огня погибли четверо молодых ребят – армянских военнослужащих. Прошел всего месяц после вопиющей майской провокации агрессора с применением «Спайков», адресного, казалось бы, заявления посредников по поводу этой авантюры, на которые официальный Баку плевать хотел. Как вы прокомментируете события, имевшие место 16 июня? И чего, в конце концов, добиваются в Азербайджане?
- Азербайджан, как и любая страна, зависящая от природной ренты, это не монолит. Это несколько влиятельных кланов, которые сосуществуют друг с другом и точкой консолидации которых являются власть и деньги. Сейчас деньги заканчиваются, а значит, и борьба за власть обостряется. Самый очевидный способ искусственной консолидации элит и населения – война и внешняя угроза. Это с точки зрения внутренней ситуации. С точки зрения внешней политики, вспышки агрессии на границе – отчаянный сигнал посредникам, демонстрирующий, что вопрос с Карабахом не решен. За последнее время Баку получил несколько неприятных сигналов: визит посредников в Степанакерт, заявления о недопустимости агрессивной риторики со стороны Сергея Лаврова, реплика Марии Захаровой о важности защиты интересов жителей Нагорно-Карабахской Республики...
Последнее заявление я считаю особенно важным, поскольку оно разрушает миф об "армянских оккупантах". В России наконец-то заговорили о людях, которые живут, обустраивают свою страну, имеют законные интересы и права. Считаю это результатом тех гуманитарных миссий, которые проводились российскими деятелями в Арцахе. Визиты Любови Казарновской, рок-группы "Сегодня ночью", проекты таких творческих добровольцев, как Виктор Коноплев, и многих других. Визиты пусть и достаточно одиозных, но притягивающих внимание российских элит людей - таких как Эдуард Лимонов и Герман Стерлигов. Это не могло не оказать влияния. Также это и информационный результат прошедшего конституционного референдума, который еще раз показал, что арцахцы – активные и добросовестные граждане своей республики. Мифология азербайджанской пропаганды стала сыпаться. Провалился проект так называемой платформы мира, причем провалился с неприличными звуками. Остался один аргумент – снаряды. Но и такая линия поведения работает против Азербайджана. Ситуация патовая и оттого достаточно опасная.
- В заявлении армянского МИД говорится о том, что «новые шаги по обострению ситуации являются очередным вызовом высшего руководства Азербайджана международному сообществу и в первую очередь странам - сопредседателям МГ ОБСЕ и отсутствие адекватной реакции на это в Баку может быть расценено как поощрение новых авантюр»… Так ведь это «поощрение», по сути, давно уже демонстрируется как со стороны международного сообщества, так и со стороны сопредседателей, что и дает Азербайджану осуществлять перманентные провокации, в результате которых гибнут наши солдаты. Какой, по-вашему, должна быть адекватная реакция, чтобы Азербайджан прекратил свои разрушительные действия, ведущие к полномасштабной войне?
- В современном мире остается все меньше политиков с мощной политической волей. Каждый занят своими кризисами и проблемами. Пока пули не летят в сторону самих посредников, их трудно расшевелить на реакцию. Но реагировать рано или поздно придется. И лучше рано, чем поздно. Вероятно, посредники не до конца понимают как. Возможно, опасаются, что Азербайджан и вовсе выйдет из переговорного процесса. Но мне кажется, что это напрасные страхи. Хлопнуть дверью на переговорах – значит поставить себя заведомо в позицию агрессора, нарушающего принципы международного права. То есть расписаться де-юре в том, что происходит де-факто.
- В чем в нынешней ситуации, на нынешнем этапе заключаются функции нашего стратегического союзника – России? Осуществляет ли она все возможные и необходимые шаги, способные ослабить напряжение в регионе? Или что-то надо делать сверх?
- Это вопрос опять же политической воли и дипломатического профессионализма. Вместе с тем ситуация действительно очень непростая. С одной стороны, российские власти хотят удержать Ильхама Алиева на плаву. Просто потому, что в случае государственного переворота может прийти персонаж, на которого нет рычагов влияния. На Алиева они есть, и достаточно существенные. Например, если в Баку вспыхнет очередная оранжевая или, если угодно, «томатная революция», то совершенно очевидно, по какому маршруту полетит борт номер один. Он направится во Внуково 3. И уж точно не в Константинополь. Одно дело - обниматься с Эрдоганом на камеру и совсем другое - оказаться в заложниках у закадычного и непредсказуемого друга. То есть Алиев зависит от Москвы по очень уязвимым позициям.
Но, с другой стороны, политическое значение карабахской темы внутри Азербайджана раздуто до такого масштаба, что любая попытка сдать назад ускорит падение режима. И дело не столько в населении, сколько в ближайших соратниках, которые с удовольствием подтолкнут падающего лидера. Обвинят в предательстве и устроят переворот. Для Армении и Арцаха тоже не все так однозначно. Стоит ли в этих условиях желать Алиеву политического провала? Представим, что произошла смена режима. Вряд ли к власти придет честный работяга с нефтяного промысла, который скажет: хватит войны, давайте развивать страну. Новый лидер возникнет из тех же олигархов и, скорее всего, получит поддержку прямо из Турции. Каким образом он будет завоевывать авторитет? Мне кажется, ответ очевиден – карабахским вопросом. При этом все неудачи будут списаны на свергнутого Алиева, начнется новая фаза милитаристской истерии. Поэтому хороших вариантов для Армении нет. А Россия имеет все возможности действовать чуть пожестче. Хотя бы потому, что если Арцах будет разорен и попадет в руки Азербайджана, то России на Кавказе больше ловить будет нечего.
- Уже неоднократно заявлялось о том (а на днях об этом в очередной раз заявил президент Арцаха Бако Саакян), что последние случаи нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана должны быть расценены как проявление терроризма. Между тем отношение к террористическому государству предполагает куда более жесткие меры со стороны международного сообщества, нежели призывы «держать себя в руках» - не так ли?
- Логика в заявлении Бако Саакяна есть. Ведь цель любого террориста при совершении теракта – привлечь внимание и оказать влияние на население. Одно из определений терроризма звучит так: «терроризм - это преступная деятельность, которая влияет на аудиторию, находящуюся за пределами непосредственных жертв». Убийства армянских солдат, которые находятся в подчеркнуто оборонительной позиции, как раз и есть попытка повлиять на мнение и действия международного сообщества, на гражданское население Арцаха. Думаю, что эта тема требует серьезной экспертной разработки.
- Арцахские парламентарии (в частности, партия «Свободная родина») считают, что при условии форс-мажора Национальное Собрание Армении должно немедленно внести в повестку дня вопрос признания независимости Нагорного Карабаха. На днях руководитель фракции «Родина» парламента НКР Артур Товмасян заявил: «В случае начала полномасштабной войны со стороны Азербайджана Армения, заключив военно-политический союз с Арцахом, станет гарантом безопасности народа Карабаха». Вспомним, что данный вопрос стоял в повестке дня и год назад, когда Азербайджан развязал апрельскую войну. И у экспертов были очень разные мнения по этому поводу. Каково ваше мнение?
- Думаю, что Арцах будет официально признан со стороны Армении в случае выхода Азербайджана из переговорного процесса. Переговоры – единственное обстоятельство, удерживающее Ереван от признания.
- К чему ведет нынешняя эскалация, какие сценарии наиболее реальны и что делать, чтобы избежать худшего, – войны? Или война – это не худшее?
- Думаю, что Азербайджан стремится навязать вялотекущее и долгосрочное обострение, которое бы стало привычным фоном для посредников и изматывающим фактором для армянской стороны. Но при этом Баку опасается провоцировать масштабную войну. Просто потому, что это будет означать конец для Азербайджана в его нынешнем виде. Инвесторы уйдут, инфраструктура будет разрушена, население начнет роптать, получая сведения о неизбежных массовых потерях. Вялотекущая война с постоянными боевыми действиями выгодна и для внутренней политики правящего режима. Это же очень удобно – оправдывать кризисные явления войной. Также важно занять делом военных, чтобы генералам некогда было думать о своих политических перспективах. Нельзя ни в коем случае допустить, чтобы Азербайджан поджаривал Арцах на медленном огне. Как этого не допустить – вопрос к военным и дипломатическим профессионалам Армении.