Газета «Голос Армении»: Размышления на полпути
Газета «Голос Армении» в номере от 4 июля опубликовала статью председателя Государственного комитета по науке министерства образования и науки РА Самвела Арутюняна под названием «Размышления на полпути».
Статью приводим ниже:
«Я выбрал для статьи именно это название, исходя из того, что с 2008 г. по сегодняшний день в сфере науки проделана большая работа, однако есть еще много незавершенных дел и ждущих своего воплощения идей, способных превратить науку в один из важнейших факторов развития экономики и обеспечения безопасности нашей страны. Считаю излишним перечислять все позитивные перемены в сфере науки. Отмечу лишь самые важные шаги, которые, на мой взгляд, имели системообразующее значение.
Итак, в течение 2007-2016 гг. правительством РА было принято более 40 постановлений, которые действительно имели системообразующее значение для сферы науки. Было подписано более 30 международных соглашений и меморандумов о намерениях. Ежегодно проводится 5-10 конкурсов, в которых принимает участие вся научная общественность Армении, выполняются проекты, направленные как на развитие экономики, так и специальные проекты, связанные с повышением обороноспособности нашей страны. Осуществляются программы, направленные на поддержку молодых ученых, аспирантов и соискателей, а также региональные программы финансирования исследовательских групп Арцаха и Ширака.
Внедрена система независимой экспертизы. Создана база данных, предназначенная для оценки деятельности научных работников и исследовательских учреждений РА. Сегодня в Армении реализуются два научных мегапроекта, имеющих региональное значение: программа по ядерной медицине "ЦИКЛОН" и программа источника синхротронного излучения "КЕНДЛ", предпринимаются практические шаги по включению научных разработок в экономический оборот. Открываются региональные представительства ряда научных инфраструктур, имеющих мировое значение. Проводится большая работа по объединению ученых Спюрка, значительная часть ученых из числа наших зарубежных соотечественников активно участвует в экспертизе и является консультантами научных проектов в РА. Значительно число международных программ, реализуемых по принципу софинансирования.
Изменилось отношение к работе ученого. Применение наукометрических методов оценки полученных результатов и эффективности ученого полностью исключает субъективность, научный работник прекрасно знает: для того чтобы подняться над средним уровнем, необходимо делать исследования, востребованные мировым научным сообществом, и публиковаться в журналах с высоким IF.
Существенно возрос рейтинг науки и ученых РА как в регионе, так и в мире. Сегодня Армения по наукометрическим параметрам занимает лидирующие позиции среди стран СНГ.
Вместе с этим необходимо отметить, что возможности развития науки в пределах существующей системы исчерпываются. Как в самой этой сфере, так и в примыкающих, взаимосвязанных с ней областях, накопилось много проблем, для решения которых требуются новые, нестандартные подходы и радикальные структурные изменения. Приведем неполный перечень проблем, ожидающих своего неотлагательного решения.
1. Наша научно-исследовательская система является чрезвычайно раздутой. В реализацию программ и тем научной и научно-технической деятельности, финансируемой за счет госбюджета РА (на июнь 2017 г.), вовлечено 87 научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и их филиалов, в том числе НАН РА - 34; Министерство образования и науки РА - 21; Министерство здравоохранения РА - 8; Министерство культуры РА - 5; Министерство сельского хозяйства РА - 4. При этом большое число составляют близкие по профилю исследовательские учреждения.
2. Недостаточными, низкими являются объемы финансирования науки: государственные отчисления составляют 0,25-0,30% от ВВП, что в нашей республике составляет около 25-30 млн евро.
3. Несмотря на то что в 2008-2016 гг. средняя зарплата научных работников поднялась почти в 2,5 раза (с 42,5 тыс. драмов в 2008 г. до 110,0 тыс. драмов в 2017 г.), тем не менее средняя зарплата научных работников остается очень низкой.
4. Число пожилых научных работников в возрасте выше 65 лет составляет около 30% от общей численности научных работников, выше 70 лет - около 17%.
5. Есть трудности в пополнении науки молодыми кадрами, велика "утечка мозгов" как из сферы науки, так и из республики. Наиболее малочисленной в сфере науки остается самая эффективная и востребованная возрастная группа 35-50 лет. Здесь число ученых, вовлеченных в государственные программы на полную ставку, составляет всего около 15% от общего числа.
С этой проблемой теснейшим образом связана создавшаяся ситуация глубокого кризиса в области высшего образования, особенно в сфере естественных наук. После 20 лет реформ так и не удалось реализовать переход к европейской системе ESTC и закрепленному Болонской декларацией принципу свободного передвижения студентов - даже в пределах республики.
Кстати, новый Указатель ESTC был заново утвержден в 2015 г. По сей день почти ничего не сделано в этом направлении. Что касается перехода к трехступенчатой системе образования (по схеме 4+2+3 бакалавриат - магистратура - аспирантура), то, надо сказать, что у нас она носит скорее формальный характер и лишена какого-либо разумного объяснения. Во-первых, в нашей республике так и не состоялась магистратура. Очень часто имеет место простое повторение преподаваемых в бакалавриате дисциплин, причем программы специальных предметов, которые должны быть особенно динамичными и отражать новые научные достижения, не меняются в течение многих лет.
Затем, что касается схемы 4+2+3, то непонятно, почему все вузы без исключения должны работать по этой схеме. Например, в частности, нужно ли магистерское обучение в Институте физкультуры или консерватории или почему длительность обучения в магистратуре должна быть обязательно 2 года?
Итак, можно сделать вывод, что обязательное системное внедрение магистратуры привело к обесцениванию ее содержания и глубокому кризису системы вузов. В действительности же было необходимо, чтобы магистерские программы в том или ином вузе, тем более по той или иной специальности были внедрены выборочно, а вузы были дифференцированы согласно возможностям и целесообразности реализации программ второй или третьей ступеней образования.
6. Сегодня в РА действует неэффективная система управления и развития науки и технологий.
Она осуществляется со стороны нескольких структур (ГКН МОН РА, МОН РА, НАН РА, Министерство экономического развития и инвестиций РА), которые не дополняют, а мешают друг другу исходя из ведомственных интересов. Четвертовластие в области науки привело к ряду негативных последствий:
а) ограничены полномочия органа государственного управления;
б) налицо ведомственная разобщенность (иногда формальная) научных организаций на академические, вузовские и отраслевые, что существенно препятствует формированию триединства "образование - наука - экономика", что в свою очередь приводит к неэффективности использования научного потенциала;
в) отсутствуют адресные заказы науке со стороны государства, что приводит к низкому уровню коммерциализации научной продукции и замедленному формированию соответствующих условий для инновационной деятельности;
г) авторские права ученых защищены недостаточно, что в свою очередь приводит к недостаточной заинтересованности в вопросах коммерциализации научной продукции;
д) отсутствует целевая политика, направленная на эффективное воспроизводство научного потенциала (отсутствие научно обоснованных принципов формирования государственного заказа, особенно на уровне магистратуры), что тормозит процесс омоложения кадров и становится причиной утечки кадров в сфере науки.
7. Особую актуальность приобрел вопрос уточнения места и роли НАН РА.
8. Научно-информационная система РА не соответствует современным критериям. Неоправданно велико число издаваемых и считающихся научными журналов, но лишь очень немногие из них включены в международные научно-информационные сайты, научно-аналитические базы.
9. Серьезная, если не сказать критическая ситуация сложилась в системе присуждения ученых степеней. Сегодня получение ученой степени очень упростилось и достаточно часто ее получают люди, имеющие к науке весьма отдаленное отношение. Ежегодно кандидатские диссертации защищает более 500, а докторские более 40 человек, но в науке и сфере образования остается не более 15 % из них.
Эта система не сможет работать слаженно, пока не будут лицензированы аспирантские программы, но этому должен предшествовать пересмотр научных специальностей, а также две первые ступени высшего образования, обеспечение соответствия и установление четких критериев лицензирования. Естественно, что через "сито" лицензирования пройдут лишь вузы и научные организации, обладающие необходимым научным потенциалом и условиями работы.
Естественно, лицензированным вузам и научным организациям должны быть делегированы полномочия присуждения ученой степени как составляющей части пересмотренных аспирантских программ и системы аттестации.
Разумеется, в этой статье я отметил лишь задачи, лежащие на вершине айсберга. В действительности же проблем значительно больше. Возможно ли решить эти задачи в обозримом будущем, скажем, до 2020 года? Думаю, возможно. Сегодня правительство Армении встало на путь радикальных реформ и будет их гарантом во всех отраслях экономики, в том числе и в сфере науки.
Императивом стало внедрение и развитие новой эффективной, соответствующей международным стандартам системы управления наукой, а также реформы научно-образовательной системы с четким соответствием формы и содержания, с применением ясных, соответствующих современным требованиям науки механизмов и критериев оценки эффективности.
Госкомитет по науке, разумеется, имеет свои сформировавшиеся подходы к возможно быстрому решению этих задач, которые, несомненно, представит на обсуждение научного сообщества. Но, думаю, возможных решений, а также точек зрения и предложений может быть множество, и самых разных. Поэтому стоит выслушать мнение руководителей, лидеров заинтересованных структур, в первую очередь президиума НАН РА, ректоров вузов и, конечно, отдельных ученых относительно возможных решений».