«Голос Армении»: Две недели над июльской пропастью
Газета «Голос Армении» в номере от 13 июля пишет: «Судебный процесс над вооруженной группой лиц, захватившей 17 июля 2016 года территорию полка ППС, никак не войдет в рабочую колею. Подсудимые, громко именующие себя отрядом "Сасна црер", забывают, что узурпировали это название, взяли его у действующей в годы Арцахской войны дружины азатамартиков, а если уж копнуть глубже, то герой эпоса Давид Сасунский никогда не нападал исподтишка, а, наоборот, будил противника, чтобы не сказали потом: как вор врасплох пришел Давид. Эти напали на своих на исходе ночи, а теперь изображают в суде героев, борющихся за справедливость.
Как это они делали при штурме полка ППС, у трезвомыслящей части общественности какое-то представление имеется. Однако есть конкретные детали, выявленные в ходе следствия и имеющие важное значение для характеристики подсудимых, которым вменяют незаконное хранение оружия, захват зданий и заложников, умышленное убийство, хищение оружия, умышленное уничтожение имущества, кражу, незаконный оборот наркотиков...
Обо всем этом говорится в материалах дела. Рано или поздно обвинительное заключение в суде прозвучит. Вниманию читателя предлагаются наиболее важные моменты обвинения, рисующие общую картину действий "борцов за справедливость".
Всего по делу проходят 32 человека, разделенные на 2 группы (18+14). Главными из них представляются Павел Манукян и Варужан Аветисян. Еще в ноябре 2012 года они входили в инициативу под названием "Учредительный парламент", вместе с членами которого (Геворг Сафарян, Гарегин Чукасзян и др.) намеревались организовать массовые беспорядки. Они вместе с Ж.Сефиляном с мая 2014 года готовили для этого в марзах группы, организовывали акции с нарушением общественной безопасности, призывали к вооруженному сопротивлению представителям власти, однако не смогли довести задуманное до конца, потому что были разоблачены правоохранительными органами.
7 апреля 2015 года Ж.Сефилян, П.Манукян, В.Аветисян и Г.Сафарян были задержаны по подозрению в организации массовых беспорядков, арестованы, а после 4 мая мера пресечения в отношении 4-х была заменена на подписку о невыезде. Однако планы группы не изменились.
С ноября 2015 года по май 2016-го Ж.Сефилян организовал и возглавил группу людей, намереваясь вооруженным путем осуществить захват зданий и сооружений с выдвижением определенных требований к государству. С этой целью Ж.Сефилян представил 2 автомата с патронами, но преступление не было доведено до конца из-за ареста Сефиляна 20 июня 2016 года. Дело по данному эпизоду по утвержденному 3 мая 2017 года обвинительному заключению поступило в суд. А П.Манукян, В.Аветисян и другие продолжали действовать.
2 июля 2016 года на совместной пресс-конференции члены "Учредительного парламента" и Союза особого батальона азатамартиков Шуши В.Аветисян, П.Манукян, Г.Чукасзян и А.Ламбарян заявили, что "народ имеет право на вооруженное восстание, может взять в руки оружие и физически уничтожить тех представителей власти, которые целенаправленно ведут народ к геноциду..."
13 июля 2016 года Ж.Сефилян из СИЗО в открытом письме к Г.Чукасзяну призвал его к активным действиям. П.Манукян, В.Аветисян и другие решили захватить территорию полка ППС, взять заложников и в обмен на их свободу добиться освобождения Ж.Сефиляна и других.
Для осуществления этих замыслов была организована группа (в общей сложности 32 человека), изучены подходы к территории полка, добыты 14 автоматов, боеприпасы, гранаты, взрывные материалы, грузовик для тарана ворот полка ППС.
17 июля 2016 года в 6 утра вооруженная группа осуществила нападение. Грузовик ударил по воротам полка ППС, сломал их, злоумышленники, ворвавшись на территорию, разделились на несколько групп, стремясь обезвредить находящихся там полицейских. Они связали некоторых из них, блокировали находящихся в комнате отдыха.
Член группы Смбат Барсегян стрелял из автомата в направлении вышедшего из здания на шум замкомандира полка Артура Ванояна, вооруженного пистолетом. С Барсегяном был и Гагик Егназарян. Сопротивляясь нападавшим, Ваноян уже в коридоре здания отстреливался из пистолета. Штурмовики, убедившись, что пистолетная обойма (8 выстрелов) пуста, вышли из прикрытия, и Барсегян прицельно из автомата поразил Ванояна. Тот был убит на месте.
Ворвавшиеся на территорию захватчики потребовали от полицейского Хачатура Мурадяна открыть дверь со складом оружия. У того ключей не было, а находящийся внутри Гагик Мкртчян отказался выполнить требование. Тогда член группы Армен Билян из автомата прострелил замок, открыл дверь и вошел внутрь. За ним вошли Араик Хандоян и другие. Билян с расстояния до 10 см в упор выстрелил в Г.Мкртчяна, нанеся ему (как позже выяснится) раны, несовместимые с жизнью. После этого один из членов группы перевязал рану.
Раненого Мкртчяна препроводили до КПП полка, он вышел и оказался у врачей. При этом захватчики предупредили, что если сопровождающего раненого Мкртчяна арестуют, то все полицейские-заложники будут расстреляны.
В результате захвата полка в руках у штурмовиков оказались 218 пистолетов, 10 автоматов, патроны. Приехавшие по сигналу нападения полицейские были остановлены у ворот огнем штурмовиков.
Укрепившись на территории полка, штурмовики принялись через Facebok и сайты распространять сведения о том, что они начали вооруженное восстание, призывая присоединиться. Захватчики врали о том, что они взяли под контроль общину Эребуни и прилегающие кварталы, полицейские участки, воинские части. Одновременно последовал ультиматум властям: в обмен на освобождение заложников выпустить Ж.Сефиляна и других арестованных его сторонников.
17 июля в 10 утра Павел Манукян и еще двое вышли за территорию полка для ведения переговоров с заместителем начальника Полиции РА Варданом Егиазаряном и замначальника Полиции Еревана Валерием Осипяном. Однако фактически, угрожая автоматами, расстрелом, взяли их в заложники и увели на территорию полка. При неповиновении штурмовики обещали расстрелять всех заложников. Член группы Ашот Петросян сорвал погоны с В.Осипяна, несколько раз ударил, его примеру последовали и другие. К 11 часам на передвижение полицейских машин группа ответила стрельбой. Завязалась перестрелка, в результате которой получили ранения полицейские и один из штурмовиков.
В полдень на территории полка была взята в заложники медбригада «скорой». Их (3-х) отпустили 18 июля после прибытия другой бригады. В.Егиазарян, В.Осипян и другие полицейские оставались в заложниках. Посредством телефонной связи захватчики полка призывали своих знакомых, родственников прорвать полицейский кордон и присоединиться к ним, пуская в ход "коктейль Молотова".
23 июля группа выдвинула требование о создании на территории полка пресс-центра. Это требование было выполнено в обмен на освобождение В.Егиазаряна, В.Осипяна и еще 2 полицейских. Захватчики перед прессой продолжали выдвигать ультимативные требования об отставке руководства страны и освобождении Ж.Сефиляна.
С 23 по 27 июля группа захватчиков (Вардан Гераветян и еще шестеро) распилила электрической пилой с целью ограбления находящийся на территории полка банкомат "Акба-Кредит Агрикол банка" и похитила 14 млн 808 тыс. драмов.
24 июля, приводя в исполнение угрозы об уничтожении захваченного имущества, Павел Манукян, Арам Манукян и другие вывели с территории полка на улицу несколько машин и сожгли (общий ущерб более 61 млн драмов).
26 июля в 01.00 двое штурмовиков попытались на "Уазе" въехать в полицейский кордон, но были остановлены выстрелами.
26 июля Артур Саркисян на своей машине прорвался на территорию полка, присоединился к вооруженной группе. Причем и сам взял в руки оружие, контролируя медиков "скорой".
27 июля в 10.00 на территорию вошла медбригада из 4 человек для оказания помощи вооруженной группе. Ее обратно не выпускали, требуя приезда хирургов и министра здравоохранения. Потом одного врача выпустили, а второй сам спасся бегством.
29 июля (в 21.00 - 23.00) во время массовых беспорядков в Сари-таге с территории полка велась стрельба в направлении полицейских, некоторые из них получили ранения, был поврежден ряд машин.
30 июля в 18.00 находящийся на крыше трехэтажного здания полка Смбат Барсегян совершил 2 выстрела (из оружия с оптическим приспособлением) в направлении следующего за бронемашиной автомобиля с полицейскими. Одна из пуль попала в прапорщика Юрия Тепаносяна, убив его.
31 июля в 20.00 Варужан Аветисян, Араик Хандоян и прочие члены группы отказались от своих требований, добровольно освободили захваченное помещение и имущество.
15 мая 2017 года уголовное дело по части 14 обвиняемых было направлено в суд. Члены группы (за редким исключением) от показаний отказались и виновными себя не признали.
В деле имеется множество показаний потерпевших, свидетелей, видеоматериалы, данные прослушки разговоров, протоколы осмотра места происшествия, заключения экспертов разного профиля. Чтобы исследовать все это, понадобится немало времени, после чего будет дана правовая оценка деятелям "спасителей Отечества".
В представленной по обвинительному заключению скупой хронике событий двух прошлогодних июльских недель не указано, что происходило вокруг территории полка, с каким вожделением предвкушали наши агрессивные соседи возможное серьезное вооруженное противостояние в столице Армении. Но бредовая предательская затея штурмовиков с треском провалилась, продемонстрировав политический идиотизм ее инициаторов, что, впрочем, ничуть не избавляет их от ответственности за все, что общество пережило в июле 2016 года.
Ж.Сефилян и его подручные не в первый раз играют с огнем. Одна судимость у него была. Потом в буйную голову втемяшилась идея с марш-броском в Карабах через Бердзор. Там незваную агиткоманду тормознули и популярно объяснили, что мутить воду в воюющей стране - по меньшей мере предательство. Оруженосец Сефиляна Павлик Манукян мигом перевоспитался и, казня себя предпоследними словами, клялся там, что никогда больше такой пакости не сделает (жаль, что его в роли мокрой курицы не сняли на видео, а может, сняли?). Но, как показал июль 2016-го, покаяние было притворным и в июле 2016-го Манукян выглядел уже этаким орлом, благосклонно взирая, как его "храбрые" орлята сдирают погоны с офицера полиции и бьют его.
Правильно говорили некоторые, что Сефиляна после первой судимости надо было просто гнать в шею на "историческую родину". Да поздно уже сокрушаться. Теперь надо скрупулезно разбираться с идеологами "народного восстания", со всеми, кто считает законной вооруженную борьбу за власть. Со всеми, кто обходит закон, топчет его и преспокойно разгуливает на свободе.
...Год назад мы избежали опасного поворота сюжета. Общество не пошло за "спасителями", смахивающими на персонажей из самого дурного сериала. Но если такие вдруг откуда-то выскакивают со своими идиотскими затеями, значит, не все в порядке с управлением. Судя по всему, власти сделали некоторые выводы из случившегося, только надо с еще большей скоростью мчаться подальше от перспектив такого июля».