«Дубинка и заключенный – неразлучные друзья»: в тюрьмах Азербайджана пытают политзэков
Азербайджанский политзаключенный, заместитель лидера движения «Мусульманское единство» Талеха Багирзаде, Аббас Гусейнов, содержащийся в Гобустанской тюрьме, подвергся пыткам, в которых участвовали начальник тюрьмы, его заместитель и несколько охранников. О том, что происходит в «печально известной» закрытой тюрьме для особо опасных преступников, Гусейнов рассказал своему адвокату Ялчину Иманову. Об этом пишет сайт интернет-телевидения «Meydan TV».
Как рассказывает Гусейнов, 20 июля, после того как Бакинский апелляционный суд оставил в силе его приговор (20 лет лишения свободы), его вернули в Бакинский следственный изолятор и сразу же отправили в карцер на 7 дней. Только через два дня его и другого обвиняемого по Нардаранскому делу – Джаббара Джаббарова увезли в Гобустанскую тюрьму.
«22 июля, после полуденной молитвы нас привезли в Гобустан. Мне и Джаббару сразу же сковали руки за спиной, протащили по полу лицом вниз. Там были я, Джаббар и еще один заключенный. Нас поставили лицом к стене и держали в таком положение в самую жару. Когда я заговорил о наших правах, они ответили, что тут – Гобустан. Затем сотрудник тюрьмы по имени Ровшан сказал, мол, ''этот много говорит, объясните ему все". Позже сержант начал бить меня дубинкой по спине. Потом меня бросили в карцер», – рассказал Гусейнов.
Согласно источнику, в карцер Гусейнова формально отправили до 25 июля, но продержали до 29-го, а в карцере, по словам политзаключенного, ситуация просто «ужасная»: из унитаза вылезают черви, кругом грязь, а простыни черные от грязи. «Я попросил надзирателя дать мне кусок чистой бумаги, чтоб я мог совершить намаз, и того не дали», –говорит заключенный.
По словам Гусейнова, 25 июля сотрудник тюрьмы майор Намиг Гулиев избил его – ударил кулаком в живот и челюсть, говоря при этом – «дубинка и заключенный неразлучные друзья», не доводи, мол, до того, чтобы тебя «испачкали в пыли», а когда Гусейнов пригрозил, что будет жаловаться на незаконные действия, администрация составила акт обвинив его в оскорблении сотрудников тюрьмы.
Как отмечается, Гусейнов провел в тюрьме 17 дней и за это время под разными предлогами ему вынесли четыре выговора. Согласно материалу, 26 июля под предлогом вызова к начальнику, заключенного забрали из карцера, привязали лицом к железному столбу со связанными за спиной руками и оставили его в таком состоянии около 3 часов в самое жаркое время дня, после чего его снова бросили в карцер и отказали ему в медицинской помощи.
Как сообщает Гусейнов, 29 июля его снова вернули в карцер, заявив, что в карантине (туда попадают осужденные на первые дни, где ждут распределения в камеру – прим. ред.) мест нет.
По словам Гусейнова, вместе с ним в тюрьму Гобустана перевели и другого осужденного по Нарданскому делу, теолога Талеха Багирзаде, состояние которого ухудшилось из-за сильной жары. Как отмечается, заключенные просили вызвать для него врача, однако надзиратель в ответ начал оскорблять теолога, а когда узники потребовали встречи с начальником тюрьмы и пригрозили объявить голодовку, на следующий день Багирзаде бросили в карцер.
Как пишет сайте «Meydan TV», до 2015 года азербайджанские оппозиционеры, активисты и журналисты, попавшие в немилость к властям, считали себя в безопасности, если им удавалось выехать в соседние государства. В этом году эту иллюзию разрушили две истории: весной Беларусь экстрадировала Александра Лапшина в Азербайджан, где того обвинили в незаконном посещении Нагорного Карабаха и приговорили к трем годам лишения свободы, а в мае журналист Афган Мухтарлы, уже два года живший в Грузии, странным образом оказался в Баку. Как отмечается в материале, эти эпизоды – далеко не первые случаи.
Согласно материалу, Азербайджан продолжает направлять в Интерпол запросы об объявлении в международный розыск бывших азербайджанских дипломатов, которые после окончания срока своих полномочий выступили против официального Баку и получили политическое убежище. По данным сайта МВД Азербайджана, за первую половину 2017 года Азербайджан направил в Интерпол запрос на розыск 51 человека.
По словам правозащитника Интигама Алиев, сложно помочь людям, которые были экстрадированы в Азербайджан, так как в стране остались несколько правозащитников и 10-15 независимых адвокатов на всех политзаключенных, и эти люди, которые защищают права людей, попавших в немилость властей, сами потенциальные политзаключенные.
Отметим, что согласно обновленному 1 апреля 2017 года Центром защиты политзаключенных (ЦЗПЗ) списку, в азербайджанских тюрьмах сейчас содержатся 162 политзаключенных. Наибольшую группу политзаключенных составляют «верующие», активисты движения «Мусульманское единство» – 103 человека.
Напомним, что 26 ноября 2015г. в поселке Нардаран, расположенном в 25 км к северу от Баку, произошел вооруженный инцидент между главой шиитских исламистов Азербайджана Талехом Багировым (Тале Багирзаде), людьми из его окружения и полицией. В ходе столкновений было убито 7 человек – 2 полицейских и 5 верующих. По данным правоохранительных органов, в ходе спецоперации полиция задержала 15 исламистов, в том числе Тале Багирзаде. В отношении всех задержанных возбуждено уголовное дело и применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
Отмечалось, что полиция провела спецоперацию в момент совершения дневного намаза, что вызвало резкое недовольство верующих. Группа спецназа в черных масках ворвалась в святилище «Хусейния», где молились верующие, и бросила дымовые шашки. На голову Тале Багирзаде и некоторых других надели черные мешки и выволокли из помещения. При этом против некоторых присутствующих были применены какие-то препараты и люди потеряли сознание. Сразу после этого в поселке начались массовые волнения. Также отмечалось, что на протяжении нескольких дней поселок был обесточен, не было телефонной связи, дороги были перекрыты полицейскими машинами, а также бронетехникой. Местные жители стали жаловаться на нехватку продовольствия в виду ограничения допуска в поселок автомобилей торговых фирм. Нардаран фактически находился в состоянии блокады.
Смежные статьи
- Обновленный список политзаключенных Азербайджана: число осужденных по политическим мотивам достигло 165 человек
- Лейла Юнус: Попытки властей Азербайджана представить «Нардаранское дело» как борьбу с религиозным экстремизмом провалились
- Human Rights Watch встала на защиту азербайджанского религиозного лидера, осужденного на 20 лет по сфальсифицированному обвинению
- В Азербайджане заседание по «Нардаранскому делу» было сорвано: обвиняемые и свидетели начали швыряться бутылками и обувью