"Голос Армении": Три кита противостояния Баку
Газета "Голос Армении" в номере от 14 сентября пишет: "Азербайджанские СМИ кайфуют. Причина - письмо помилованного Лапшина хозяину Азербайджана, в котором блогер говорит, что очень раскаивается "за содеянное", поскольку "получил неоспоримые доказательства того, что Карабах являлся и будет являться истинной землей Азербайджана". Было бы грустно, если бы не было смешно, ведь всем, кроме азербайджанских СМИ, очевидно, о каких неоспоримых доказательствах говорит Лапшин. О 8 месяцах пребывания в азербайджанской тюрьме. Более неоспоримых доказательств вечного "пребывания Арцаха в составе Азербайджана" в природе просто не существует.
Сами по себе тактические трюки Ильхама Алиева довольно примитивны и известны всем подающим надежды мафиози. Если некий субъект тебя чем-то интересует, то для того чтобы поставить его под свой контроль, во-первых, надо поставить его в критическое положение, а во-вторых, потом великодушно помочь ему оттуда выбраться… И тогда он твой с потрохами, со всем арсеналом неоспоримых доказательств. Именно так поступил Алиев в эпизодах с Александром Лапшиным и Мехманом Алиевым: сначала загнал их в ловушку, а потом великодушно миловал. Такое же в свое время он проделал с Эйнуллой Фатуллаевым. Эффект, как говорится, налицо.
Сейчас для Ильхама Алиева ситуация, выгодная вдвойне. На фоне прозвучавших в западных СМИ обвинений Алиева в коррупции и нарушениях прав человека - человеколюбивый жест: Мехмана Алиева отпустили под подписку о невыезде, Лапшина - помиловали… Как не погладить президента Азербайджана по головке и дать конфетку…
В этой связи хотелось бы затронуть другую тему. Когда в западной печати пошла волна изобличающих режим Алиева статей, эти статьи охотно перепечатывались и в армянских СМИ, что понятно. Но не хотелось бы впасть в ловушку самообмана и расценивать эти публикации как победы Еревана. В свое время, когда начиналось Карабахское движение, у нас было много моральных побед и поддерживающих нас публикаций в мировой прессе. Мы упивались этими победами. А нам отвечали резней Сумгаита, Баку и Кировабада… До тех пор, пока инициативу не взяли в свои руки те, кто больше ценил победы реальные. Те же Аво, Асколка, Бекор, Леонид Азгалдян, их боевые друзья. Им было как-то не очень важно, что пишет пресса, они просто решили карабахский вопрос.
Сейчас есть опасение, что мы можем вновь войти в стадию удовлетворения от моральных побед и торжествовать от того, что в той или иной западной газете в очередной раз облили грязью бакинский режим. Нет, радоваться справедливой оценке, конечно, можно, тем более что все по делу. Но при этом помнить, что нет у нас с Азербайджаном проблемы, кто будет более милее для "свободной прессы цивилизованного мира". Тем более что прекрасно понимаем, отчего эта милость зависит. Перефразируя одного известного американского экс-президента, если завтра Алиев докажет, что он снова их "сукин сын", на все его "грешки" с правами человека закроют глаза.
Но, повторимся, все это неважно, потому как нет у нас с Азербайджаном проблемы соблюдения прав человека в этой стране. У Азербайджана с нами есть проблема Нагорного Карабаха, это две совершенно разные вещи, антиалиевские публикации в западной прессе решению этой проблемы никак не способствуют, поскольку основные факторы, влияющие на процесс, лежат в совершенно другой плоскости…
Скоро предстоят очередные переговоры глав МИД Армении и Азербайджана. Возможно, после апреля 2016-го Ильхам Алиев настроен чуть более конструктивно, чем до того, ведь обычно в преддверии очередного переговорного раунда он затевал провокации на границе, а сегодня совершает фантастические акты человеколюбия, более того, Аллахшукюр говорит о необходимости добрососедства... Но это очень незначительная коррекция в пользу конструктивности, на самом деле мало надежд на ощутимый прорыв в урегулировании, скорее можно говорить о том, что возможность такого прорыва лишь немногим отклонилась от нулевой отметки.
Надо констатировать, что в вопросе окончательного политико-дипломатического решения нагорно-карабахского конфликта основные факторы, влияющие на действия Баку, остаются прежними. А именно: во-первых, Алиев будет продолжать гонку вооружений. Это было, есть и будет его главным приоритетом, и армянской стороне надо эту гонку выдержать. До апреля 2016, признаем как факт, были упущения, за что и поплатились ударами азербайджано-израильских беспилотников. После апреля ситуация выравнивается, много положительных изменений, но, очевидно: дай Алиеву шанс снова, хотя бы на несколько месяцев, опередить армянскую сторону в плане приобретения более эффективного вооружения - он снова попытается воспользоваться этим шансом.
Второй фактор - демография. Современное вооружение – современным вооружением, но если будет идти процесс оттока населения из Армении и Арцаха… Понятно, чем это чревато. Опять-таки после апреля 2016-го можно заметить, что предпринимаются определенные шаги, прежде всего в оборонной сфере с целью нейтрализовать влияние на оборонку негативных демографических тенденций. Достаточно ли этого? Нет, конечно: надо многое сделать, чтобы люди не уезжали, а уехавшие возвращались. Как и в вопросе оснащения армии, официальному Еревану и тут нужно постоянно держать руку на пульсе, поскольку совершенно неясно, сколько еще лет должно пройти, сколько еще провокаций будет на границе, пока Алиеву все это надоест и он признает, что конструктивному подходу нет альтернативы.
Ну и, наконец, финансово-экономическое положение страны, от которого зависит успешное противостояние Баку как в сфере вооружений, так и на "демографическом фронте". Здесь тоже приходится выдерживать серьезную конкуренцию с богатым нефтью и газом соседом, и надо констатировать, что как по инвестиционным, так и по другим важным экономическим показателям мы уступаем соседям по региону.
Таковы три главных фактора, которые имеют определяющее значение для окончательного справедливого решения нагорно-карабахской проблемы. К сожалению, антиалиевские публикации в западной прессе решению этих проблем не способствуют. Власти Еревана ситуацию знают, но вот в определенном сегменте общественного мнения этого понимания явно недостаточно, а некоторые политические силы с непонятным ажиотажем подливают масло в огонь этого недопонимания. По-видимому, считая это очень тонкой политической игрой. Проблема в том, что в чересчур тонких политических играх можно и слететь с катушек, поскольку все последствия просчитать невозможно. Все-таки это не так, чтобы совсем уж шахматы…".