«Голос Армении»: Интерес Ильхама Алиева
Газета «Голос Армении» в номере от 19 октября пишет: «После последней встречи Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева в Женеве некоторые отечественные аналитики обвинили армянского лидера в возобновлении содержательного переговорного процесса, несмотря на то, что договоренности о дополнительных мерах по поддержанию режима прекращения огня, о которых шла речь на прошлогодних встречах президентов в Вене и Санкт-Петербурге, остались невыполненными из-за саботажа азербайджанской стороны.
При этом как-то не акцентируется, что суть тех договоренностей заключается в установлении стабильности на линии соприкосновения, а не в подписании тех или иных бумаг. Конечно, закрепление договоренностей в виде обязывающих соглашений важно, но содержание все-таки важнее, чем форма. Тут уместно напомнить, что между Арменией, Арцахом и Азербайджаном в 1994-1995 годах уже подписаны соглашения о прекращении огня и о том, как надо соблюдать этот режим.
Другое дело, что Баку (особенно после прихода к власти Ильхама Алиева) последовательно нагнетал напряженность на границах с Арменией и Арцахом и все чаще демонстрировал, что плевать он хотел на взятые обязательства. Самое яркое тому свидетельство - апрельская война 2016 года.
Ситуация начала несколько меняться с середины лета текущего года. Да, Баку не захотел письменно брать на себя новые обязательства. По-видимому, Ильхам Алиев считает, что это было бы его публичным унижением в глазах соотечественников. Но как бы то ни было, все эксперты констатируют, что сейчас на линии соприкосновения ситуация относительно стабильная. Этот факт фиксируют и еженедельные сводки с линии соприкосновения, которые передает Армия обороны Арцаха.
В чем причины изменения позиции Баку? По-видимому, можно говорить о нескольких факторах, первоочередным из которых является укрепление оборонительных рубежей Арцаха. И речь не только о вооружении, но и о средствах контроля. Азербайджанская армия убедилась в этом, когда в феврале этого года попыталась осуществить очередную диверсионную вылазку. Вылазка была пресечена с потерями для азербайджанской стороны. Более того, Армия обороны Арцаха распространила видео с кадрами средств объективного контроля, которые однозначно фиксировали агрессивные действия азербайджанских военных, действия, нарушающие обязательства Баку по сохранению режима прекращения огня.
В такой ситуации уже и посредникам стало трудно соблюдать пресловутый паритет: осуждающие подобные провокации заявления посредников от Минской группы стали более адресными, можно предположить, что в этом вопросе усилилось и давление на Баку со стороны стран - сопредседателей Минской группы. Учитывая, что главным "модератором" по ситуации на границах сторон конфликта от Минской группы является Россия, в этом контексте необходимо отметить июльскую встречу президентов России и Азербайджана в Сочи. По-видимому, там Алиеву дали ясно понять, что ему не стоит рассчитывать на какие-то подвижки в переговорном процессе, если провокации и диверсии будут продолжаться.
В итоге формально не взяв на себя никаких обязательств, на деле Баку, очевидно, сбавил интенсивность нарушений режима прекращения огня. Кстати говоря, тем самым косвенно лишний раз подтверждая, что именно он был инициатором всех обострений.
Отметим, что после женевской встречи сопредседатели Минской группы ОБСЕ и министры иностранных дел двух стран, не упомянув конкретно договоренности, достигнутые в Вене и Санкт-Петербурге, заявили, что президенты Армении и Азербайджана договорились предпринять дополнительные шаги для ослабления напряженности на линии соприкосновения.
Серж Саргсян, комментируя встречу с Алиевым, заявил: "Какой-либо конкретной договоренности о вариантах решения проблемы не имеем. Но мы договорились принять меры для еще большего ослабления напряженности, чтобы не иметь жертв на передовой линии. Должен сказать, и президент Азербайджана, и я в этом глубоко заинтересованы. Дай бог, чтобы он всегда так думал".
Действительно, дай бог, однако отметим, что заинтересованность сторон в стабильности на линии соприкосновения все-таки имеет разные побудительные мотивы. Армянская сторона в этом вопросе всегда была последовательна, поскольку для нас важна жизнь каждого армянского солдата. Заинтересованность Алиева, как уже отметили, иного толка. После апрельской войны он наконец убедился, что у конфликта действительно нет военного решения, а затем осознал, что в условиях постоянных провокаций нет смысла рассчитывать и на продвижение в переговорном процессе.
Можно предположить, что для продолжения переговорного процесса посредники не стали уж слишком давить на Алиева, настаивая на подписании новых обязательств, но при условии, что он добровольно предпримет меры по ослаблению напряженности на линии соприкосновения. Алиев условие принял, по крайней мере на сегодняшний день. Надо полагать, именно это имеет в виду политолог Сергей Минасян, когда говорит, что результаты встречи президентов Армении и Азербайджана в Женеве дают повод для осторожного оптимизма. Остается добавить, что осторожный оптимизм – это, конечно, хорошо, но, имея дело с не совсем адекватным соседом, оборонительные рубежи укреплять надо постоянно».