«Голос Армении»: На пороге исторического перехода. Стартовая площадка готова
Газета «Голос Армении» в номере от 31 октября пишет: «Поручение президента разработать до 28 января 2018 г. 7-летнюю программу модернизации армии вызвало бурный поток комментариев. Львиная доля откликов свелась к заключению, что Серж Саргсян намерен остаться у руля управления государством после истечения срока президентских полномочий. Основанием послужила фраза президента о тех, чьими усилиями будет реализована упомянутая программа: "Эту программу должны воплотить в реальность совместными усилиями - я как верховный главнокомандующий, министр обороны, командный состав вооруженных сил, наши солдаты и все общество".
СМИ сразу кинулись публиковать прогнозы о том, что премьер-министр Карен Карапетян после 9 апреля займет должность первого вице-премьера и что партнер РПА по правящей коалиции АРФ "Дашнакцутюн" тоже претендует на вице-премьерский портфель. Заговорили даже о том, что традиционная партия против кандидатуры нынешнего секретаря одноименной фракции Агвана Варданяна. Напомню, что, по Конституции, в новом правительстве будут 3 вице-премьера. Последние дни оппозиционные издания писали о наличии договоренности между президентом и главой кабинета, утверждая, что Карапетян согласился занять после апрельской отставки правительства пост первого вице-премьера на определенных условиях.
Заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о том, что цены на газ в следующем году не повысятся, некоторые издания приписали попыткам Кремля продлить пребывание Карапетяна во главе правительства. Вообще в контексте визита российского премьера СМИ привлекла только внутриполитическая повестка. Одни издания задавались вопросом: цена на газ в 2018 г. останется прежней потому, что и премьер останется прежним? Другие публиковали прогнозы под безапелляционными заголовками а-ля: "Медведев отказался от Карапетяна!"
Гораздо меньше в последние дни октября говорилось о том, что покупка вооружений на 100 млн кредита обеспечит баланс между сторонами конфликта, а потому сошлюсь на российского военного эксперта, руководителя отдела Кавказа в Институте стран СНГ Владимира Евсеева. "Кредитов на покупку вооружений в размере 100 млн и 200 млн (предыдущий) вполне достаточно, чтобы армянская сторона обеспечила качественный баланс по отношению к Азербайджану", - заявил эксперт.
Одним из важнейших событий на решающем этапе перехода к парламентской модели станет подписание соглашения с ЕС в рамках брюссельского форума, который начнет свою работу 24 ноября. Руководитель делегации ЕС Петр Свитальски по этому поводу заявил: "Могу заверить, что со стороны Евросоюза предпринимаются все шаги и средства, чтобы подписание состоялось, мы решительно намерены использовать все возможности для того, чтобы соглашение было подписано своевременно". Несмотря на многочисленные заявления армянских и европейских чиновников, сомнения по поводу отсрочки подписания звучат ежедневно. Глава комиссии парламента по внешнеполитическим вопросам Армен Ашотян на днях заявил, что Армения выполнила все условия для подписания соглашения с ЕС и теперь настала очередь ЕС выполнить свое "домашнее задание".
Ноябрь обещает стать самым насыщенным политическими событиями месяцем осени. После выборов в органы местного самоуправления стартует бюджетная пересменка, состоится форум в Брюсселе, а некоторые СМИ уже поспешили расспросить Эдуарда Шармазанова об итогах 10-летнего президентства Сержа Саргсяна. Вице-спикер парламента и спикер РПА в числе главных достижений назвал признание Германией и Чехией Геноцида армян в Западной Армении, а также новый уровень свободы слова. С видом на события весны 2018 г. уместнее поговорить о глобальных итогах президентского правления в Армении начиная с первых выборов, но это к слову о том, что политический год близится к концу, а страна вступила в решающий этап подготовки к переходу на парламентскую модель. Этому переходу должны предшествовать подведение итогов и конкретные оценки. Пока создается впечатление, что СМИ и общественность не вполне адекватно оценивают специфику момента: Третья Республика доживает последние месяцы…
Довольно длительный отрезок времени главной внутриполитической повесткой был переход государства на парламентскую модель, эта повестка очень скоро себя исчерпает. Что потом? Как будет выглядеть новая политическая повестка, какие цели озвучит парламентское большинство? Готово ли общество к новому государственному устройству? Эти вопросы витают в воздухе наряду с опасениями политологов по поводу неизбежности шока, который может испытать общество в связи с децентрализацией власти. Мы "азгови" привыкли, что за все отвечает президент…
Говоря о событиях апреля и назначенных на сентябрь 2018 г. президентских выборах в Азербайджане, политологи после женевской встречи президентов делают акцент на то, что Серж Саргсян и Ильхам Алиев сохранят руководящие позиции, то есть останутся главными фигурами в процессе урегулирования. После истечения срока президентских полномочий Саргсян сохранит позиции лидера РПА, которой, напомню, принадлежит прерогатива в деле назначения премьер-министра после отставки правительства в апреле 2018 г. Если кому-то хочется извлечь из заявления президента относительно реформы армии выводы с видом на апрель, то дело хозяйское. Руководитель фракции АРФ "Дашнакцутюн" Армен Рустамян заявил, что ничего необычного в словах президента не заметил. По его словам, Серж Саргсян стоял у истоков национальной армии и будет содействовать ее развитию, на каком бы посту ни находился. Президент подчеркнул, что главным условием формирования современной армии является современное государство.
Армения находится на пороге исторического перехода: через считанные месяцы мы станем очевидцами рождения Четвертой Республики. Лидер государства несет ответственность за обеспечение стабильности на этом непростом этапе. В этом контексте следует оценивать его речь на заседании коллегии Службы полиции о большом количестве незаконно хранимого оружия и необходимости более тесного взаимодействия полиции со Службой нацбезопасности и Следственным комитетом.
В апреле 2018 г. в стране будут новая программа развития армии, подписанное (будем надеяться) соглашение с ЕС, новые перспективы в формате ЕАЭС, включая единую энергосистему. К тому времени будет начато строительство в зоне свободной торговли с Ираном, сформирована приспособленная под парламентскую республику законодательная база и, что самое главное, - внутриполитическая стабильность. Этот фактор играет ключевую роль на этапе перехода. В нестабильной общественно-политической ситуации окончательный переход на парламентскую модель правления будет сопряжен с трудностями. Именно этот период разрозненные силы уличной оппозиции намерены использовать для дестабилизации обстановки. Судя по всем прогнозам, их намерения не могут помешать государственным планам.
К сожалению, стабильность на линии соприкосновения прогнозировать невозможно, зато после встречи в Женеве можно с изрядной долей вероятности констатировать, что в обозримой перспективе режим Алиева не решится на масштабную войну: зачем главе султаната позориться, ведь выборы не за горами? После этой встречи президент РА заявил о том, что Арцах не может быть в составе Азербайджана. Баланс вооружений между сторонами конфликта снизит возможность военной агрессии против Арцаха. Стартовая площадка для исторического перехода практически готова. Осталось 5 месяцев до апреля, чтобы закрепить результат…».