«Надо просто любить Армению, Арцах и свой народ!» Молодая семья из США стирает следы карабахской войны
Благотворительная организация «Айренасер» (в переводе означает «Патриот») на протяжении уже нескольких лет непрерывно реализует в Арцахе Нагорно–Карабахской Республике, НКР) масштабные социально-культурные проекты. Основатель и руководитель фонда Степан Саргсян и его супруга Нелли Мартиросян являются ярким примером репатриации, представителями той части армянской Диаспоры, которая стремится вернуться и работать во имя благополучия исторической Родины. Представляем эксклюзивное интервью со Степаном Саргсяном из арцахского города Бердзор, который стал новым домом для его семьи.
Интервью специально для Panorama.am подготовила Анна Тлустохович.
– Господин Саргсян, откуда Ваша семья переехала в Арцах и почему?
– Я и моя жена Нелли оба много лет назад переехали из Армении в США, там же окончили университет. Еще до нашего знакомства я четко представлял свое будущее только на своей родине, в своей Армении. Мне хотелось быть полезным для армян, делать нечто стоящее для своего народа. В Америке я получил образование и навыки, которые могут мне в этом помочь. Так что мой переезд, а точнее возвращение в Армению было лишь делом времени.
– Как ваша жена Нелли отреагировала на Ваше решение уехать из США?
– Она сама этого хотела. Дело в том, что она всегда думала о том же, еще до нашего знакомства. Нелли тоже связывала свое будущее с Арменией, и у нее в планах было желание жить и работать в Армении.
– Чем именно занимается основанная Вами организация «Айренасер»?
– Наша организация или фонд занимается самыми разными проектами, направленными на улучшение условий жизни людей в регионах, которые восстанавливаются после Арцахской войны. Так, например, уже было сдано несколько новых школ в селах Кашатагского района Арцаха, строятся детские площадки, восстанавливаются исторические памятники, предпринимаются активные действия по старту развития активного туризма в регионе и так далее.
– На какие средства реализуются данные проекты? Имеется ли государственная поддержка?
– Все проекты финансируется из наших личных средств. Слава Богу, я успел основать собственный бизнес в США, который позволяет мне обеспечивать не только мою семью, но и финансировать проекты в Кашатаге. Кроме того, нам очень помогает армянская Диаспора, они сильно заинтересованы в нашей деятельности и не отказывают в финансовой поддержке, если могут. Местное руководство всячески поддерживает нашу деятельность и лишь приветствует то, что мы не стоим на месте. Еще до приезда сюда я много слышал о возможной «негативной реакции» со стороны властей, однако с нашей первой же встречи мне стало ясно, что мы сработаемся.
– Нам известно, что вы каждый год дарите Арцаху по новой школе. Насколько это важно для местного населения?
– Очень важно. К сожалению, образование в арцахских селах пока оставляет желать лучшего. Однако сейчас проводятся активные действия по его улучшению. Чтобы иметь сильную страну в будущем, начинать надо, конечно же, с подрастающего поколения, которое в Кашатаге уникально. Школы же мы стараемся всегда сдавать в срок, однако не всегда получается закончить проект вовремя. Так, например, в этом году это произошло чуть позже сентября.
– Но, говорят, игра стоила свеч.
– Безусловно. Наши школы – моя гордость. И всей команды, работающей над проектом. Некоторые из школ были построены с нуля, другие – реконструированы. Все их было решено назвать в честь героев Апрельской Четырехдневной войны. Так, например, все знают Роберта Абаджяна и все помнят его героизм в апреле прошлого года. Школа в селе Герик (Հերիք) гордо носит его имя. А в другом селе школа отличается тем, что теперь у нее есть искусственное футбольное поле, так как герой, именем которой она была названа, мечтал после завершения службы в армии стать профессиональным футболистом, а в дальнейшем тренировать детей. И это не все, на очереди новые села и школы.
– Почему именно Арцах и Кашатагский район? Как вы выбирали регион?
– Совершенно случайно. Мы просто начали с Кашатага и его административного центра – города Бердзор. Надо же было с чего-то начинать! Когда мы решим, что наша работа здесь уже выполнена, то мы переедем в другие районы, которые нуждаются в наших навыках.
– А как вы поймете, что ваша работа здесь уже выполнена?
– Когда мы поймем, что все процессы уже автоматизированы. Когда местные жители начнут ценить свой труд и научатся зарабатывать деньги. Приведу пример. Пару лет назад рабочий выполнял конкретную работу за некую сумму икс. Прошло время, вырос спрос, выросла и стоимость услуги. Теперь тот же рабочий запрашивает за свой труд сумму, которая намного больше изначальной стоимости. Это я и называю прогрессом.
– Вы считаете, это правильно, если рабочий будет просить больше денег также с Вас – человека, который и запустил весь этот процесс?
– Я буду разочарован, если он так не сделает. Экономика не будет развиваться без этого. Когда жители начнут самостоятельно зарабатывать достойные деньги, тогда наша миссия будет выполнена.
– Ваша семья очень молодая, вам не сложно было психологически осознанно отказаться от многих возможностей Запада и переехать сюда втроем с женой и маленькой дочкой?
– Мы не отказываемся от возможностей Запада, а наоборот, используем их на благо Родины. Это правда, что наша родня осталась в США, однако мы часто бываем и в Ереване, и в Америке. Мой бизнес, родители, друзья, они все в США, а дочка много времени проводит как в Арцахе, так и в Ереване – детский сад, дело серьезное. Моя жена почти все свое время дарит ей, совмещает заботу о дочери с работой в Арцахе, а также пишет докторскую в одном из американских вузов. Все это мы делаем с удовольствием и всегда этого хотели, как по отдельности, так и вместе. А то, что наша дочь растет в таком чудесном месте, только ей на пользу.
– Сколько было Вашей дочери, когда вы переехали?
– Шуши было всего три месяца. Наши родители назвали нас сумасшедшими, что мы отвозим ребенка за океан. Мы, конечно, необычные родители, но все действия относительно дочери всегда согласовались и согласуются с ее врачом, который, кстати, на наше счастье также живет на две страны, Армению и США. Так что все под контролем.
– Шуши – необычное имя, сильно отличается от популярных ныне имен в Армении.
– Да. Хотя мы знаем еще одну девочку, кстати, ее ровесницу. Шуши всего три года, однако она принимает самое непосредственное участие в нашей с Нелли деятельности. Она очень любит природу, играть с животными, которые стали ее лучшими друзьями и перерезает красную ленту новой школы в очередном селе. Не каждый ребенок в свои три года может этим похвастаться!
– Как вы думаете, приедут ли еще молодые люди на постоянное место жительство в Армению и Арцах или Ваш случай единичный?
– Я в этом уверен. Не представляете, как скучают по Родине представители Диаспоры. Многие молодые люди еще с малых лет планируют связать свое будущее с Арменией, как я и Нелли. Так, например, всего пару недель назад в Бердзор переехал двадцатитрехлетний Шант Абраамян, который окончил бакалавриат в Гленделе и теперь обживается. Мы же ему всячески в этом поможем. Так что призываю всех молодых армян Диаспоры не бояться попробовать творить нечто интересное с нами. Мы ждем всех.
– Что нужно сделать, чтобы стать таким же полезным человеком для своей родины, каким являетесь Вы?
– Все просто. Надо просто любить Армению и свой народ. И все должно получиться, ведь вы всегда найдете поддержку в своем деле, просто надо знать, где ее искать. Главное – решиться и начать.
Некоторые снимки со страницы Нелли Мартиросян в соцсети Facebook автор материала использовала с ее разрешения.