Эксперт: Может, после долмы ЮНЕСКО включит в список культурного наследия Азербайджана также принцип территориальной целостности?
Представляем перевод статьи политолога Анны Мкртчян касательно последних развитий вокруг карабахского урегулирования и политики Азербайджана.
Высказывание «Повторение – мать учения» в Азербайджане воспринимается, пожалуй, в буквальном смысле и усердно применяется в многочисленных сферах общественной жизни.
Техника проста: берется некая мысль, которая удостоилась одобрения, говоря языком английского писателя Джорджа Оруэлла, «министерства правды» Азербайджана, и повторяется так часто, что они сами начинают верить в это, идея становится убеждением, а однажды превращается в аргумент, составляющий часть реальности. И не имеет абсолютно никакого значения, верна эта мысль или нет.
Данный подход азербайджанское руководство наилучшим образом применяет в контексте карабахского конфликта как внутри Азербайджана, так и в своих попытках по формированию международного общественного мнения. Существуют известные азербайджанские «мантры» касательно карабахской проблемы, которые все уже успели выучить наизусть и которые постоянно повторяются – независимо от контекста и места. Понятно, что у Азербайджана касательно урегулирования карабахской проблемы есть своя четкая позиция. Но механическое повторение определенных компонентов данной позиции, непричастное отношение к текущим процессам, максималистские стремления создают впечатление, что Азербайджан живет в параллельной реальности и сам стал первой жертвой своей же пропаганды.
Одним из последних примеров является выступление министра иностранных дел Азербайджана в ходе состоявшегося в Вене 7-8 декабря заседания СМИД ОБСЕ, которое на фоне речи главы МИД Армении и совместного заявления глав делегаций стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта казалось, мягко говоря, анахронизмом.
Сопредседатели, как и Армения, подчеркивают 3 основополагающих принципа урегулирования карабахского конфликта: неприменения силы или угрозы ее применения, уважения территориальной целостности, равноправия и права народов на самоопределение.
Однако Азербайджан вновь говорит о резолюциях Совбеза ООН 1993 года и выделяет принцип территориальной целостности. Сопредседатели и Армения говорят о необходимости выполнения достигнутых на саммитах в Вене и Санкт-Петербурге договоренностей, в частности: исключительно мирном урегулировании карабахского конфликта, беспрекословном соблюдении трехсторонних бессрочных соглашений о прекращении огня от 1994-1995 годов, создании механизмов расследования нарушений режима перемирия, расширении команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ. А Азербайджан повторяет тезис о территориальной целостности и ссылается на 7-ю главу устава ООН.
Очевидно, что Азербайджан избегает одобрения идеи о том, что в основе урегулирования карабахского конфликта лежит также право народа на самоопределение, и, бесконечно повторяя принцип территориальной целостности, пытается изменить реальность.
В современных международных отношениях принцип территориальной целостности пользуется большей поддержкой, нежели право на самоопределение, несмотря на то, что формально два этих принципа равны и в данном случае нет никакой иерархии. Несмотря на украинский кризис, после референдумов в Иракском Курдистане и Каталонии, в Европе начали доминировать довольно негативные подходы к принципу самоопределения, тем не менее, в вопросе урегулирования карабахского конфликта Армении удалось не только сохранить принцип народа на самоопределение, но также закрепить его в подписанном недавно Соглашении с ЕС.
В течение года были сделаны также многочисленные заявления со стороны государств и международных организаций в поддержку усилий МГ ОБСЕ, которые выступают «за» урегулирование конфликта на основе трех вышеуказанных принципов. Стоит упомянуть также заявление глав государств-членов ОДКБ, сделанное 30 ноября.