Кто и как торпедировал «футбольную дипломатию» – последнюю попытку примирения Армении и Турции? Статья «НГ»
Обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья «Независимой газеты» Юрий Рокс обратился к теме армяно-турецких отношений и процессу аннулирования Ереваном Цюрихских протоколов.
Материал приводим без изменений и сокращений.
К весне будущего Ереван аннулирует так называемые Цюрихские протоколы – соглашения о нормализации отношений с Турцией. Об этом заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян в ходе выступления в МИД Греции в рамках визита в эту страну. По его словам, о вероятности такого сценария еще осенью на Генассамблее ООН предупредил президент страны Серж Саргсян.
У Греции, как и у Армении, с Турцией отношения непростые, также отягощенные прошлым. Поэтому вопрос нормализации отношений между Ереваном и Анкарой в Афинах возник неспроста. «Весну 2018 года мы встретим без армяно-турецких протоколов… Процесс нормализации отношений был начат по инициативе президента Армении. И в октябре 2009 года в Цюрихе стороны подписали соответствующие протоколы. Но они остались не ратифицированы, поскольку Турция в нарушение договоренностей стала выдвигать необоснованные условия. Эти документы не могут оставаться вечными заложниками, и потому президент Армении в сентябре с трибуны Генассамблеи ООН заявил, что Армения аннулирует протоколы, поскольку отсутствует какой-либо прогресс в их реализации, и мы весну 2018 года встретим без этих протоколов», – заявил Налбандян.
Инициатива Сержа Саргсяна по нормализации армяно-турецких отношений вошла в историю под названием «футбольная дипломатия». Напомним, что в 2008 году вскоре после вступления в должность президента Серж Саргсян неожиданно заявил о неподобающем уровне отношений между соседними странами и в качестве первого шага для сближения пригласил турецкого коллегу Абдуллу Гюля на футбольный матч между сборными Армении и Турции в Ереване.
Турция после распада СССР одной из первых признала суверенитет Армении. Но из-за армяно-азербайджанской войны в Нагорном Карабахе в знак солидарности с Азербайджаном разорвала дипломатические отношения с Ереваном и заблокировала границу.
По мнению аналитиков, Саргсяну нужно было сделать сильный ход для утверждения в роли национального лидера: его победа на президентских выборах в феврале 2008 года не выглядела бесспорной – оппозиция довольно долго оспаривала их итоги, и противостояние в конце концов в ночь на 1 марта обернулось столкновениями, в результате которых погибли 10 человек.
Анкара инициативу Саргсяна поддержала. В сентябре 2008 года президент Турции Гюль прибыл в Ереван (см. «НГ» от 08.09.08). Потом состоялась ответная поездка Саргсяна в Бурсу на повторный футбольный матч в рамках того же отборочного цикла (см. «НГ» от 16.10.09), а за несколько дней до этого в Швейцарии в присутствии представителей РФ, США, Франции и ЕС главы МИД Армении и Турции подписали два документа: Протокол об установлении между двумя странами дипломатических отношений и Протокол о развитии двусторонних отношений. В обиходе они получили название «Цюрихские (Швейцарские) протоколы».
В те дни стороны договорились без выдвижений друг другу предусловий постепенно, шаг за шагом работать в направлении улучшения отношений. Саргсян и Гюль уже рассматривались в качестве кандидатов в нобелевские лауреаты мира, как ситуация начала быстро ухудшаться. Стратегический союзник Турции – Азербайджан – громогласно обвинил ее в предательстве братских интересов: Анкара обещала Баку абсолютную поддержку в карабахском вопросе до его разрешения, но вдруг решилась на сближение с Ереваном. В Баку прозвучал прозрачный намек и на то, что льготные цены на поставляемые в Турцию азербайджанские углеводороды могут быть пересмотрены, как и близкое партнерство в целом. Ратификация протоколов в турецком парламенте стала затягиваться. Притормозила и армянская сторона – тем более по Конституции страны любой международный договор должен пройти экспертизу Конституционного суда и получить его оценку рекомендательного характера. Однако этот внутриармянский законодательный распорядок послужил поводом для Анкары обвинить Ереван в отклонении от договоренностей. Вскоре Великое национальное собрание (парламент) объявило об отказе от ратификации Цюрихских протоколов. Армянская сторона ответила симметрично.
После смены президента Турции от благих намерений двух стран осталось немного. На резкие заявления Реджепа Тайипа Эрдогана, например, по карабахскому конфликту Ереван отвечал в том же тоне. Дипломатические маневры стали больше походить на уколы, чем на желание растопить лед. В 2015 году Ереван пригласил Эрдогана 24 апреля вместе с другими мировыми лидерами принять участие в траурных церемониях, посвященных 100-летию геноцида армян в Османской империи. Анкара, в свою очередь, предложила Саргсяну прибыть на мероприятия, посвященные 100-летию битвы на Галлиполи, – многодневное сражение в Первую мировую войну Турция в тот год решила датировать именно 24 апреля.
Еще раньше парламент Турции объявил протоколы о нормализации отношений документами, утратившими силу. А какое-то время спустя Саргсян отозвал протоколы из парламента Армении. Теперь они будут вовсе аннулированы, и о многообещающе начавшейся «футбольной дипломатии» останется вспоминать как о последней пока попытке Еревана и Анкары наладить отношения.