«Голос Армении»: Тем не менее, спрос на дрова
Газета «Голос Армении» в номере от 16 декабря пишет: «Все, что окружает нас, и мы сами - это составляющие экосистемы. Достаточно подвергнуть разрушению одну составляющую, как тут же разрушению подвергаются и другие. За примерами далеко ходить не надо: в те годы, когда Кироваканский химкомбинат действовал на всю мощность, из-за едкого желтого дыма из труб исчезли лесные участки близлежащих холмов и сложилась оползневая ситуация.
Происходит и обратный процесс: на нашем дворе дедовского дома не росла даже сорная трава, на маленьком его пятачке мы посадили плодовые деревья, за истекшие 20 лет они раздались ввысь и вширь, весь двор покрылся высокой травой. Объяснимо все: если в первом случае почва была погублена, то во втором она оздоровилась, корни деревьев кучкуют почву, притягивают к себе грунтовые воды. Словом, жизнь рождает жизнь.
После землетрясения иные ленинаканцы завидовали потомственным гюмрийцам, живущим в каменных домах, а не во времянках. А завидовать-то нечему: гюмрийским домам старинной постройки минимум 150 лет, деды строили дома без базальтового основания, а отцы завалили действующие во дворах колодцы строительным мусором, в результате грунтовые воды устремились к домам. Из-за постоянной сырости массивных стен приходится ежегодно ремонтировать то одну, то другую комнату.
Этой осенью нашим ремонтником был мужчина лет 45, за работу запросил божескую цену. Летом городская мэрия заменила старые окна двухэтажных домов на пл. Багратунянца евроокнами (дома эти, построенные в 1925 г., признаны памятниками национального зодчества), одним из счастливчиков, кому разрешили изъять старые окна из проемов и забрать их себе, был и наш ремонтник. По его словам, этой работой он обеспечил семью топливом на два месяца. Я предложил ему срубить наше сливовое дерево, поднявшееся невесть куда. Вы бы видели, срубив дерево, как тщательно и старательно он раскладывал в мешках ветки и даже стебли. Защемило сердце, и я вернулся в дом...
Таких мастеров на все руки, перебивающихся случайными заработками, в Гюмри много, но еще больше по-настоящему бедствующих семей, и этой зимой им придется сжигать в своих печурках мазут, тару, шины и т. д. - летом воздух города насыщен пылью, а зимой он отравлен сгоревшими химикатами.
В 1993 г., с началом энергетического кризиса, когда гюмрийцы рубили на дрова деревья, растущие на улицах, аллеях и в парках, родственники привезли и мне распиленное дерево, но я не принял его, и они ушли с обидой - я всегда отстаивал свою честь в драках, боролся за справедливость, но никогда не фигурировал в списках убийц природы.
Только в 1995 г. я поехал к главному лесничему Гугарка и попросил его за плату выделить мне деревья на рубку, шесть кубометров для трех семей. Мне достался один кубометр: у одного из нашей команды было пятеро маленьких детей. Только зимой 1996 г. было тепло в нашем доме: мой друг полковник Владимир Мхитарян выслал мне из своей воинской части целый грузовик ящиков от снарядов установки "Град" (снаряды в свое время были использованы в Карабахе). Все это я к тому, что житейские невзгоды и беды подобно зимним дням придут и уйдут, главное - сохранить свое мужество, свою честь и остаться верным своим принципам.
Вот уже 24 года, как жители городов и сел Ширакской области безжалостно вырубают деревья на дрова, вот почему из 504 га зеленых массивов, по сообщениям центра ОРХУС, ОО "Биософия" и т.д., после землетрясения сохранилось 108 га, из которых зелеными массивами можно считать лишь 63 га (восемь к одному).
Безжалостно вырубаются и леса за пределами Ширака: на улицах Гюмри, Артика и Маралика можно увидеть грузовики с привозными дровами и вязанки дров, которые жители городов и сел раскупают нарасхват, ведь отопление домов дровами обходится намного дешевле. По данным ГНКО "Государственный центр мониторинга леса", вырублено 1.395.731 куб. м деревьев, и правительство намеревалось в течение истекающего года заниматься изучением и принятием решений по данному факту.
А, собственно говоря, что тут изучать? Тут, скорее всего, нужны меры пресечения: привлечение к уголовной ответственности рубщиков и лесничих, ставших за счет народного достояния "бизнесменами", станет самым эффективным средством сохранения лесного хозяйства. Затем следует принять на работу лишь лесничих со специальным образованием, а не случайных людей, что обеспечит защиту и воспроизводство лесов республики (при нехватке достаточного количества специалистов можно организовать на местах курсы), и, наконец, ужесточить законы, касающиеся экологических проблем.
Чтобы определить истинные масштабы изничтожения лесов, данной ГНКО необходимо располагать умопомрачительным штатом сотрудников, следовательно, данные ей "любезно" предоставили те же лесничие, которые, по устоявшейся традиции, один пишут, два оставляя в уме. Выходит, за истекшие годы было вырублено много больше деревьев, около 3 млн куб. м.
По оценкам и утверждениям экспертов, в лесах Армении древесины - в пределах 30-40 млн куб. м, а вырубке подлежат прогнившие деревья и естественный прирост. Не следуя советам специалистов, мы скоро окажемся перед экологической катастрофой. Она уже дает о себе знать в Ширакской области: увеличилось число сердечно-сосудистых, легочных, онкологических заболеваний, и, что самое страшное, выросла смертность среди молодежи.
Хотя в течение последних двух лет снижены тарифы на газ и электроэнергию, в Шираке наблюдается повышенный спрос на дрова, что свидетельствует о новом витке обнищания населения. Следовательно, правительству надо оказать ширакцам необходимую помощь в отоплении домов в зимний период».