Лариса Алавердян: Данные Романа Балаяна некорректны, пропавшими без вести в ходе Карабахской войны числятся свыше 950 человек
В списке общественной организации «Против правового произвола» числятся имена свыше 950 пропавших без вести во время Арцахской (карабахской) освободительной войны, из них свыше 525 являются мирными жителями Мартакертского и Шаумяновского районов Арцаха (НКР), последние считаются пропавшими без вести с августа 1992 года. Об этом в интервью корреспонденту Panorama.am сообщила первый омбудсмен Армении, исполнительный директор общественной организации «Против правового произвола» Лариса Алавердян.
Л. Алавердян в то же время добавила, что летом 1992 года порядка 550 мирных жителей Мартакертского и Шаумяновского районов НКР были взяты в заложники, из них 19 официально были возвращены в годы правления экс-президента Азербайджана Гейдара Алиева, ещё 6 – были возвращены другими способами.
«У нашей организации имеются списки, составленные в предвоенный, военный и поствоенный периоды. Мы составляем списки, затем следим уже за событиями. Посему в наши списки, как правило, включены как жители Арцаха и Армении, которые считаются пропавшими без вести или попавшими в заложники, так и мирные жители, взявшие в руки оружие (комбатанты), и солдаты. Я подчеркиваю этот факт, поскольку списки Министерства обороны включают исключительно тех, кто были либо комбатантами, либо военнослужащими. А в списки, составленные нашей организацией, входят представители всех статусов», – отметила Л. Алавердян.
По словам Л. Алавердян, в списках Международного Комитета Красного Креста (МККК) число пропавших без вести меньше, поскольку родственники этих людей не обращались в МККК и не заявляли о том, что их родные пропали без вести.
«Когда после 1992 года многие люди начали покидать Арцах и Армению, эмигрировав преимущественно в Россию, они по разным причинам не смогли обратиться в МККК. Наши данные, повторюсь, составлены именно в момент военных действий, по сведениям родственников тех, кто пропал без вести. Десятки людей обращались в нашу организацию. Мы же, в свою очередь, уточняли данные с руководителями сельских общин или городов», – отметила Лариса Алавердян.
Обратившись к состоявшейся 30 января пресс-конференции, на которой председатель Союза ветеранов Карабахской войны (азатамартиков) Арцаха Роман Балаян заявил о 800 пропавших без вести в годы арцахской войны, Л. Алавердян отметила, что его сведения не вполне достоверны.
«Роман Балаян лично не занимался данным исследованием, а получил эту цифру из других источников», – подчеркнула Л. Алавердян.
Лариса Алавердян отметила также, что в ходе Апрельской войны 2016г. пропавших без вести не было. «Несколько людей на протяжении нескольких дней числились пропавшими без вести, однако затем все были возвращены», – отметила она.
При этом Л. Алавердян, сославшись на нормы международного права, не стала называть приблизительного числа армянских военнопленных, которые содержатся в азербайджанских тюрьмах.
«Те, о которых нет четких данных ни у “Красного Креста”, ни у других международных организаций, продолжают числиться как без вести пропавшие. Несколько лет назад председатель общественной организации “Совет родственников пропавших без вести азатамартиков” Рима Аракелян дважды представляла списки из 97-99 человек, с указанием имен тех, о ком до сих пор не получено официальных данных, то есть, они, возможно, живы и где-то находятся. Перечень от имени общественной организации передан в МККК, но никакой реакции не последовало», – сказала Л. Алавердян.
В свою очередь супруга пропавшего без вести участника Арцахской освободительной войны Юрия Арустамяна – Зарине Акопян, которая является членом член Комиссии РА по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших, рассказала Panorama.am, что муж ее пропал без вести 7 января 1994г., но она до сих пор надеется на его возвращение, хоть и никаких сведений с тех пор не поступило.
При этом З. Акопян отметила, что не верит в эффективность работы бакинского офиса МККК, в то, что они осуществляют поиски.