«Голос Армении»: Народ, переживший Холокост, признает
Газета «Голос Армении» в номере от 20 февраля пишет: «14 февраля парламент Израиля в очередной раз отклонил законопроект о признании Геноцида армян, внесенный на сей раз партией "Еш Атид" ("Есть будущее").
Как заявил лидер партии ЯИР Лапид, "нет причин, что Кнессет, который представляет народ, переживший Холокост, не признавал Геноцид армян и не учредил для него день памяти". Тем не менее для 41 депутата, проголосовавшего "против" (при 28 "за"), и для правительства такие причины, как и следовало ожидать, нашлись. По словам замминистра иностранных дел Ципи Хотовели, хотя в 2015 году кнессет отправил в Ереван официальную делегацию, Израиль не будет занимать официальную позицию по этому вопросу "из-за его сложности и дипломатических последствий, а также ярко выраженного политического характера".
Собственно, сомнений в исходе голосования и не было. Если несколько лет назад, когда аналогичный законопроект был впервые внесен в Кнессет, еще имелись иллюзии, то сегодня уже очевидно, что подобные попытки обречены - по меньшей мере при нынешних властях и политике страны. Проект резолюции от партии "Еш Атид" стал 5-м по счету, и каждый раз при активной поддержке правительства документ блокировался. Возникает вопрос: стоит ли при столь очевидной позиции властей вновь делать то, что изначально обречено на провал?
Мы, конечно, благодарны всем политикам и депутатам парламента Израиля, предпринимающим усилия в направлении признания первого Геноцида ХХ века страной, народ которой спустя 20 лет пережил такую же трагедию - Холокост. Мы всегда будем c благодарностью помнить, что автор Конвенции ООН о геноциде еврей Рафаэль Лемкин при разработке этого документа основывался именно на Геноциде армян. Мы, безусловно, высоко ценим позицию тех израильских ученых и общественных деятелей, которые давно заявили о том, что трагедия армянского народа в начале века была именно Геноцидом, и принципиально и последовательно отстаивают эту точку зрения как на международном поле, так и в своей стране. Но факт остается фактом: при нынешнем геополитическом раскладе официальная позиция Израиля состоит в том, что признание Геноцида армян противоречит интересам государства, поскольку способно ухудшить отношения со стратегическими партнерами - Турцией и Азербайджаном.
И как бы ни акцентировали сторонники признания нравственную сторону вопроса, как бы ни взывали к исторической памяти и совести, позиция властей не изменится. Совесть и мораль никогда не были политическими категориями, а уж в современном ужесточающемся и скатывающемся к хаосу мире они вообще перестают быть факторами, окончательно уступив место холодному расчету. Цинично? Может быть. Зато прагматично и исходит из интересов Государства Израиль, народ которого, согласно многим исследованиям и опросам, в большинстве своем считает необходимым признание Геноцида армян. Собственно говоря, сам факт Геноцида не отрицают и израильские политики - такие как президент страны Реувен Ривлин или спикер парламента Юрий Эдельштейн. Не отрицает даже МИД этой страны: в 2014 году заместитель генерального директора ведомства Анна Азари заявила, что не знает ни одного еврея, кто не признавал бы Геноцид армян, однако официальное признание противоречит стратегическим задачам, необходимым для существования Израиля.
При таком раскладе вопрос сомнительной необходимости вновь и вновь, с разницей в несколько месяцев поднимать вопрос признания Геноцида армян в парламенте Израиля действительно выглядит оправданным и актуальным. Как и вопрос о том, не становится ли трагедия нашего народа используемой всуе разменной монетой на внутреннем поле другого государства - при всех благих намерениях инициаторов, в коих мы не сомневаемся? Зачем вообще это делать при ясном для всех - в том числе, несомненно, для самих инициаторов, - итоге? Геноцид армянского народа многократно публично подтвержден самыми известными и авторитетными в мире израильскими учеными-геноцидологами, в числе которых такие выдающиеся личности, как Израэль Чарни, Эли Визель, Иегуда Бауэр и Ясир Аарон. К чему тогда оглядываться на политиков, оправдывающих цинизм своей позиции интересами реал-политик?
Для нас, армян, в вопросе признания Геноцида армян разными странами есть один очень существенный вопрос - Достоинства. Если власти какой-либо страны считают, что признание Геноцида армян не исходит из интересов их государства, то, извините, ну и хрен с ними. Пусть поступают так, как считают нужным, и вряд ли стоит вновь и вновь проверять этих политиков на вшивость - они лишь в очередной раз подтвердят ее. Но не становится ли каждый такой отказ оскорблением памяти полутора миллионов жертв Геноцида, мученическая смерть которых в результате именно геноцидальных действий Османской Турции, по сути дела, ставится под сомнение некими чересчур расчетливыми, а возможно, и невежественными политиками?
Вопрос этот, безусловно, щепетилен и чувствителен прежде всего для нас самих. С одной стороны, в условиях сегодняшних политических реалий, когда Турция вместе со своим детищем Азербайджаном все откровеннее обнажают звериный оскал, ничуть не изменившийся за 100 с лишним лет, международное признание Геноцида армян является одним из способов усмирить их непомерные аппетиты и тем самым предотвратить возможное повторение трагедии. С другой стороны, насколько приемлемы для армянского народа все способы достижения цели - при том что признание отнюдь не является гарантией неповторения? И стоит ли тратить огромные средства и силы на изначально невозможное в отдельных странах признание, если этот же ресурс можно направить на усиление самой Армении и ее обороноспособности, что действительно станет гарантией неповторения?
Сказанное ни в коем случае не означает, что борьба за признание должна быть свернута. Вопрос лишь в том, чтобы прилагать усилия и расходовать средства более рационально и эффективно. Ибо каждый раз, когда я слышу "новости" о том, что Кнессет в очередной раз отклонил законопроект о признании Геноцида армян, а очередной американский президент вероломно нарушил данное армянской общине обещание (как хорошо, что нынешний такого обещания не давал!) и так и не произнес вожделенного слова "геноцид", во мне неизменно поднимается не только обида и боль, но и появляется ощущение некоего ущемления национального достоинства. В конце концов, кто такой президент США или замминистра ИД и депутаты Израиля и все остальные чиновники этой страны, чтобы судить о тех моих замученных соотечественниках, которых убили предшественники эрдоганов?».