Очень адекватная оценка в адрес руководства Турции: политолог о речи президента Армении на Мюнхенской конференции
Один из важных моментов речи президента Армении Сержа Саргсяна на Мюнхенской конференции по безопасности касался политики «и – и». Об этом заявил сегодня на пресс-конференции политолог Сурен Саркисян, добавив: было чрезвычайно важно, чтобы наши европейские партнеры поняли, что представляет собой этот избранный Арменией принцип.
Отметим, 17 февраля президент РА Серж Саргсян принял участие в Мюнхенской конференции по безопасности в Германии. В ходе обсуждения на тему «Внутри или вне: страны между Россией и Европой» президент выступил с речью, коснувшись в частности эффективного взаимодействия республики с ЕАЭС и ЕС в рамках интеграционных процессов.
Отвечая на вопросы участников обсуждения, президент заявил: «Когда мы с ЕС начали наши переговоры, наши российские партнёры, наши союзники об этом знали, и наши европейские партнёры знали, что мы ведём переговоры также с Евразийским экономическим союзом о членстве в тогдашнем Таможенном союзе. Мы видели это возможным. И когда принцип “и-и” поменялся на принцип “или-или”, мы не могли подписать такое соглашение. То есть, это не мы отказались подписать Соглашение об ассоциации, а Евросоюз не захотел подписывать с нами соглашение. Мы даже предлагали подписать одну часть соглашения – политическую часть, если это возможно, но наши европейские партнёры сказали – нет. Однако всего спустя недели с Украиной подписано такое соглашение, которое предлагали мы. Мы очень хорошо понимаем возможности Армении и возможности Украины, роль Армении и роль Украины, но тем не менее, нам это было странно. Так что мы не отказались подписать такое соглашение и слава Богу, что немного спустя после этого Евросоюз принял решение, и такое решение было утверждено на Рижском саммите – это было решение о дифференцированном подходе. И по этому дифференцированному подходу нам удалось подписать с Евросоюзом документ. Хочу, чтобы здесь еще раз мы подчеркнули: мы ни с кем не вели тайных переговоров, мы не приняли решение под давлением кого бы то ни было, и, как я сказал, наш исторический опыт показывает, что попытки извлекать временные выгоды из противоречий приводят к большим трагедиям. Мы прошли через такую трагедию и не хотели бы, чтобы трагедии повторялись».
«Президент подробно представил, почему Армения решила руководствоваться принципом „и – и”. Это было важным месседжем международному сообществу, поскольку в частности в США озвучивается мнение, что Армения вступила в ЕАЭС вынужденно. Президент искреннее представил то, что произошло. А произошло следующее: Армения вела переговоры с обеими сторонами и полностью соблюдала правила игры. Конференция была удобной платформой для того, чтобы прозвучал этот вопрос, а президент, коснувшись данного вопроса, раз и навсегда его закрыл», – сказал Сурен Саркисян.
Что касается части речи президента Армении касательно армяно-турецких протоколов, политолог указал, что это была очень адекватная оценка действий современного турецкого руководства.
«Подписанные в 2009 году между Арменией и Турцией протоколы так и остались на бумаге. Турция не только не ратифицировала их, но и выдвинула не имеющие ничего общего с протоколами предварительные условия. Это было ни чем иным, чем провал исторической возможности», – заявил на Мюнхенской конференции по безопасности президент Армении, добавив: «Мы не можем вечно ждать ответных шагов Турции. По протоколам велись переговоры, исходя из существовавших условий. Если Турция хочет дождаться других условий и после этого ратифицировать протоколы, она глубоко ошибается. В новых условиях должны вестись переговоры по новому документу. Армения не говорит на языке предусловий, но и не примет со стороны кого бы то ни было выдвижение предусловий».
«Прозвучала очень адекватная оценка – как в плане современных вызовов, так и действий турецкого руководства. Инициировав подписание армяно-турецких протоколов, Армения продемонстрировала готовность к установлению отношений с Турцией без предусловий. Мы не говорим о примирении, речь идет о нормализации отношений.
Месседж президента заключался в следующем: если Армения не выдвигает предусловий, то Турция подавно должна забыть о предусловиях. У нормализации армяно-турецких отношений нет альтернативы. Армяно-турецкая граница не может оставаться закрытой, поскольку это единственная закрытая граница в Европе», – резюмировал Сурен Саркисян.