«Голос Армении»: Главный переговорщик и главный ответственный
Газета «Голос Армении» в номере от 22 февраля пишет: «Вряд ли кто-то сомневается, что на пост премьер-министра Четвертой Республики РПА выдвинет кандидатуру Сержа Саргсяна. Со стороны республиканцев это будет самым логичным шагом: как ни крути, смену политических лидеров в Армении можно ожидать только после урегулирования нагорно-карабахской проблемы.
Чисто по-человечески будет несправедливо, если по каким-то вторичным причинам Серж Саргсян отстранится от дел и переложит на плечи, к примеру, Карена Карапетяна решение нагорно - карабахской проблемы, развязку узла армяно-турецких отношений, преодоление других сложных вызовов. Для того чтобы возглавить исполнительную власть в Армении, недостаточно быть успешным и профессиональным менеджером. По крайней мере пока. Тем более сегодня, когда посредники предпринимают очередную попытку запустить все-таки мирный процесс по Нагорному Карабаху.
С борьбой народа Арцаха за свои права связана вся биография Сержа Саргсяна как политического лидера и государственного деятеля. Он участвовал в этой борьбе в качестве одного из организаторов обороны Арцаха, затем министром обороны Армении. И был одним из трех государственных деятелей, поставивших свою подпись под Соглашением о прекращении огня от 12 мая 1994 года между Нагорным Карабахом, Азербайджаном и Арменией.
… "Я ненавижу войну", - так ответил Серж Саргсян на очередной провокационный вопрос очередного азербайджанского дипломата об "оккупации азербайджанских территорий" в ходе обсуждений на Мюнхенской конференции по безопасности. По всей вероятности, молодой азербайджанский дипломат Сади Джафаров долго готовился к своему вопросу и рассчитывал поставить армянского лидера в тупик сентенциями о намерении вернуться в Карабах, откуда он, дескать, родом.
Но адресата выбрал не самого удачного. Если и есть вопросы, на которые Серж Саргсян затруднился бы ответить, то уж точно тема Нагорного Карабаха в этот круг не входит. Отвечая на вопрос азербайджанского дипломата, Серж Саргсян констатировал, что его собеседник прекрасно знает, почему несколько районов Азербайджана оказались под контролем сил самообороны Карабаха. "Карабахцы всего лишь цивилизованным методом провели референдум, обратились в Верховный Совет СССР, чего требовал действующий закон Советского Союза, чтобы Нагорно-Карабахская автономная область перешла из состава Азербайджана в состав Армении. Вместо этого ваше тогдашнее руководство попыталось оружием задушить это законное требование и желание карабахцев". Ну и получили то, что получили, поскольку "на войне плов не раздают" …
… Через войну в Арцахе армянскому народу – и Сержу Саргсяну в частности пришлось пройти еще один раз. В апреле 2016-го. Возможно, апрельская авантюра была вызвана стремлением к реваншу за неудовлетворительный с точки зрения Баку ход урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Ведь за истекшие годы в процессе урегулирования произошел знаковый перелом: посредники окончательно приняли идею определения статуса Нагорного Карабаха путем проведения референдума, итоги которого будут обязательными как для сторон конфликта, так и для международного сообщества. Такой расклад не устраивает Азербайджан, но и поделать ничего нельзя. Серж Саргсян известен как трудный переговорщик, и даже в Баку понимают, как призрачны расчеты на то, что президент Армении может пойти на односторонние уступки.
Баку делал все, чтобы добиться этих уступок. Шантаж посредников и армянских сторон конфликта угрозой возобновления военных действий шел постоянно. Апогеем политики угроз и шантажа и стал апрель 2016-го, когда, воспользовавшись своим кратковременным преимуществом по части современного вооружения, Алиев решил подкрепить угрозы действиями. Более сотни армянских военнослужащих погибли в апрельских боях, но азербайджанская "Барбаросса" провалилась. Враг понес большие потери и вынужден был просить Россию выступить посредником в вопросе прекращения военных действий. Арцах и Армения показали, что умеют держать удар.
Авантюра не принесла Азербайджану дивидендов за переговорным столом. Более того, посредники все более последовательно настаивают на дополнительных мерах по поддержанию режима прекращения огня. Алиева это нервирует, но, пусть вынужденно и со скрипом, а с предложениями посредников в этом контексте ему приходится соглашаться…
"Проблема такова, что легких решений никогда не будет. Но в одном вопросе хочу, чтобы все были уверены: для нас нет решения, которое может как-то повредить безопасности Карабаха. Для нас единственным решением является, чтобы Карабах был вне Азербайджана". Серж Саргсян в очередной раз заявил об этом в ходе встречи с представителями армянской общины Швейцарии после переговоров с Ильхамом Алиевым в октябре прошлого года в Женеве. Заявление вызвало раздражение в Азербайджане.
Впрочем, раздражение в Азербайджане вызывает весь ход переговорного процесса. Конечно, Ильхаму очень бы хотелось, чтобы с армянской стороны у него был другой партнер по переговорам, который бы не владел темой настолько предметно и досконально, не пользовался бы таким авторитетом у посредников. И главной причиной периодических истерик в Азербайджане является именно понимание, что изменить что-либо в очередной раз прямо заявленной позиции армянской стороны, а значит, и в конечном итоге переговоров - невозможно. Тем более невозможно, когда, уж простите за пафос, главным переговорщиком армянской стороны является нынешний президент республики.
При этом понятно, что если стороны выйдут на путь компромиссного решения проблемы, то это действительно будет очень нелегкая и болезненная дорога. О чем также не раз говорил Серж Саргсян, понимая, что именно ему придется держать главный ответ».