«Голос Армении»: Уроки апреля
Газета «Голос Армении» в номере от 1 марта пишет: «Первый зампредседателя комиссии Госдумы России по вопросам евразийской интеграции и связей с соотечественниками, руководитель Института стран СНГ Константин Затулин в одном из своих последних интервью сделал несколько примечательных заявлений, касающихся процессов вокруг нагорно-карабахского конфликта. Парламентарий, в частности, отметил, что Россия в настоящее время делает все возможное для недопущения эскалации конфликта и сохранения военного баланса между сторонами.
Комментируя поставки российского вооружения Азербайджану, Затулин заявил, что вооружение предоставлялось на условии его неприменения в зоне нагорно-карабахского конфликта. Однако Азербайджан нарушил это условие во время апрельской войны, после чего Россия, подчеркивает Затулин, изменила свою политику, исправила свою ошибку, восстановив военный баланс между сторонами.
Конечно, о том, что поставки Россией Азербайджану современного наступательного вооружения обуславливались негласной договоренностью о неприменении этого вооружения в зоне нагорно- карабахского конфликта, говорилось и ранее. В частности, эксперты могли судить об этом хотя бы потому, что, когда азербайджанские ВС выпускали ракеты по территории Арцаха, сами азербайджанские СМИ непременно подчеркивали, что это ракеты турецкого производства. Но одно дело – суждение экспертов, другое – заявление зампредседателя Госдумы России. Конечно, Константин Затулин - не официальный представитель Кремля или МИД России, но политик достаточно ответственного уровня.
Кстати говоря, заявление Затулина проливает дополнительный свет на примечательный диалог, который состоялся между президентом Армении Сержем Саргсяном и главой МИД России Сергеем Лавровым в апреле 2016 года в Ереване, спустя две недели после завершения апрельской войны между Азербайджаном и Арцахом. Принимая тогда Сергея Лаврова в своей резиденции, Серж Саргсян, в частности, сказал: "Для меня крайне важна ваша точка зрения, почему все-таки это произошло. Конечно, мы имеем свое видение, но вы гораздо больше информированы, и поэтому будем благодарны, если вы обозначите ваше видение…".
Согласитесь, на первый взгляд странный вопрос, адресованный руководителем одной страны главе МИД другой. Но понятно, что на самом деле это не столько вопрос, сколько упрек, поскольку Москва как главный модератор нагорно-карабахского конфликта не смогла предотвратить очередную эскалацию, а решимости Баку пойти на такой шаг в определенной степени способствовали и поставки Азербайджану современного вооружения. Та апрельская авантюра Азербайджана стоила жизни сотням армянских и азербайджанских военнослужащих.
Лавров тогда отговорился общими словами. "Почему ситуация оказалась в такой критической точке, я не могу решать за Армению, за Азербайджан, за карабахцев, но я думаю, что если бы нам удалось продвинуться, чуть-чуть хотя бы, в политическом процессе, если бы мы хотя бы обозначили общие принципы, которые стороны взяли бы за основу для проработки, для подготовки уже юридически обязывающих документов, то, конечно, это играло бы не только важную роль для завязывания переговоров, но и было бы сдерживающим фактором для недопущения всплесков насилия", - ответил тогда Сергей Лавров Сержу Саргсяну.
Но вот сегодня Константин Затулин уже без экивоков констатирует, что Баку нарушил свои обязательства, в результате чего Москва сделала соответствующие выводы. Затулин подчеркивает, что Россия признает свою ошибку, изменила свою политику, восстановив военный баланс между сторонами.
Действительно, после апрельской войны в плане укрепления военного сотрудничества между Арменией и Россией сделано немало. Это и новые договоры о военном взаимодействии, и создание объединенной армяно-российской военной группировки, и поставки в армянские вооруженные силы самого современного вооружения. Не говоря уже о понимании того обстоятельства, что в случае с диктаторским режимом Алиева поставки ему вооружений никак нельзя рассматривать исключительно в плане чистого бизнеса.
Все это дает основания полагать, что Москва действительно учла уроки апреля 2016 года и у Баку сегодня гораздо меньше возможностей позволить себе очередную масштабную авантюру прежде всего в силу существенного укрепления оборонного потенциала вооруженных сил Армении и Арцаха.
Немаловажную роль играет еще один фактор. Из апрельской авантюры Алиева выводы сделали не только в Ереване и Москве. Представляется, что в столицах двух других стран - сопредседателей Минской группы тоже сделали соответствующие выводы. Ведь в апреле 2016-го еще одним побудительным мотивом для Алиева могла послужить общая напряженность в международных отношениях, геополитическое противостояние мировых центров силы.
Геополитическое противостояние продолжается и сейчас, вряд ли в апреле 2018-го оно будет менее острым, чем в апреле 2016-го. Но нельзя не констатировать, что после апреля 2016-го и Вашингтон, и Париж более последовательны в отношении режима Алиева. Если сотрудничество Армении с ЕС идет по нарастающей, то Азербайджан находится под прессом международных структур, рискуя окончательно приобрести статус страны-изгоя. Давление на Баку проявляется и в деятельности сопредседателей Минской группы, когда в ходе переговоров по нагорно-карабахской проблеме посредники стали более настойчивыми в продвижении своих инициатив о дополнительных мерах по поддержанию режима прекращения огня. И хотя прямого результата пока нет, эти усилия представляются еще одним фактором, сдерживающим военные аппетиты Баку. А упрямство, с каким Алиев отбрыкивается от инициатив посредников, только подчеркивает агрессивный характер установленной в Азербайджане диктатуры».