«Голос Армении»: Необходим рестарт идеологии
Газета «Голос Армении» в номере от 17 марта пишет: «Всего через месяц произойдет очередной рестарт армянского правительства. В конце апреля новый, 15-й премьер-министр представит новый же состав кабинета, сокращенный, согласно недавно принятому закону о структуре правительства, на одно место, - в следующем правительстве не будет министра международной экономической интеграции и реформ.
Скорее всего, особых сюрпризов на предмет появления в исполнительной власти новых лиц ожидать не приходится. Прежде всего потому, что с высокой вероятностью можно предположить, что 15-м премьером Армении станет Серж Саргсян, а он, как показал опыт, не особый сторонник неожиданных кадровых решений. Кроме того, можно смело сказать, что не слишком велик и выбор кандидатур на министерские посты, претендентов может быть много, но новых и, что важнее, эффективных управленцев в кадровой базе правящей партии (и не только правящей) явно не хватает. Так что особых изменений в составе от нового правительства ожидать, видимо, не стоит. Другое дело, что очевидна необходимость принципиального переосмысления задач и приоритетов правительства.
Нынешнее правительство, надо признать, выгодно отличается от многих предыдущих по целому ряду параметров. Во всяком случае в инертности, безынициативности, отсутствии идей его (правительство) упрекнуть нельзя. Более того, есть и вполне конкретные успехи по части реализации тех или иных задач, примером чему может служить туристическая отрасль, где фиксируется реальный рост. Однако нынешнюю социально-экономическую политику можно назвать ущербной, поскольку в ней практически отсутствует социальная составляющая. И речь не только о том, что нет конкретных программ, ориентированных на социальную поддержку населения, что фактически заморожен рост пенсий и зарплат, а росту потребительских цен практически ничто не противопоставляется.
Речь о том, что социальный фактор даже не учитывается при принятии тех или иных решений. Та же история с рецептами на лекарства, та же эпопея с запретом праворульных машин. По большому счету эти, да и многие другие, идеи могли быть вполне кондиционными, даже безупречными, если бы социальный аспект в них был учтен. Да, с точки зрения финансовой или, скажем, административной эффективности многие шаги и инициативы правительства укладываются в рамки логики. Но логики уж слишком коммерческой, заточенной на коммерческий же результат.
Между тем, государство несет бремя социальной ответственности, а основным мерилом экономических достижений является повышение благосостояния, качества жизни его граждан. Иными словами, по большому счету не так уж и важно, на сколько процентов вырос туризм, важнее, на сколько процентов рост туризма сократил в стране бедность. И вот тут... Увы, треть населения как была, так и остается бедной. Кстати, по этому показателю Армения занимает худшие позиции даже в масштабе СНГ.
В этом контексте, пожалуй, необходимо упомянуть и некоторые проблемы, актуальность которых должна быть очевидна правительству в целом и конкретным чиновникам в частности. В их решении исполнительная власть демонстрирует очевидную пассивность. Скажем, безопасность на дорогах или же высокий уровень онкологических заболеваний в стране. Конечно, на решение таких вопросов нужны годы, да и успех не может в краткосрочной перспективе оказаться настолько ощутимым, чтобы смело рапортовать о достижениях. Но это те проблемы, которые уж точно не менее важны, чем, скажем, привлечение инвестиций или рост экспорта. В конце концов, зачем расти экономике страны, граждане которой в катастрофическом количестве гибнут под колесами автомобилей и умирают от рака?
Новому правительству Армении, очевидно, предстоит рестарт идеологии. Причем, судя по удручающей, даже угрожающей демографической ситуации времени на это у исполнительной власти слишком мало. Напомним, тревожный рубеж оттока населения мы прошли - население страны уже меньше 3 миллионов. И люди продолжают уезжать. Кто-то - в поисках лучшей медицины, кто-то - в поисках порядка на дорогах, кто-то - в поисках работы. У каждого уезжающего на то своя причина. А вот у правительства задача одна: минимизация этих причин.
Очевидно, что социально-экономическая политика нуждается в принципиальном пересмотре, в перемещении акцентов. В ней социальный аспект просто обязан стать ключевым. Иначе все экономические проекты, амбициозные программы, миллионные инвестиции просто теряют всякий смысл. Конечно, тут могут быть возражения типа того, что сначала надо поднять экономику, а уж потом подтянуть к ней социальную сферу. Не спорю, это логично. Но по такой логике мы жили четверть века, терпеливо ожидая позитивных перемен. Теперь все меньше ожиданий, все меньше надежд и все меньше тех, кто видит будущее своих детей и внуков в процветающей Армении...»