«Голос Армении»: Что нужно ГКЗЭК – инструменты или воля?
Газета «Голос Армении» в номере от 27 марта пишет: «В пятницу парламент принял во втором и окончательном чтении проект поправок в закон "О защите экономической конкуренции", который был охарактеризован депутатами, в том числе оппозиционными, как "шаг вперед". Критики и недовольства тоже было достаточно, причем со стороны как оппозиционных фракций, так и коалиционной АРФД, которая, разобидевшись за не принятые авторами предложения дашнакцаканов, воздержалась при голосовании. Впрочем, о голосовании, весьма небезынтересном, чуть позже.
Разработанными правительством изменениями и дополнениями законодательство по конкуренции приводится в соответствие требованиям новой Конституции, правилам и принципам конкуренции ЕАЭС, а также законодательства ЕС, отметил председатель Государственной комиссии по экономической конкуренции Артак Шабоян, добавив, что в закон вносятся существенные и по сути беспрецедентные поправки. Последние предполагают прежде всего повышение статуса комиссии, которая теперь определяется в законе как "независимый автономный орган". Более того, госчиновникам запрещается какое-либо проявление антиконкурентной деятельности и принятие антиконкурентных правовых актов.
В этой связи антиконкурентные действия государственных чиновников окажутся в сфере компетенций комиссии. Проштрафившимся чиновникам светит фискальное наказание в размере от 500 тысяч до 1 млн драмов. Вообще в вопросе штрафов авторы документа проявили дифференцированный подход. К примеру, если хозсубъект - участник антиконкурентного сговора сообщит об этом, представив доказательства, то сам будет освобожден от ответственности. В случае если информация будет неполной (скажем, без указания имен), то штраф, хотя и минимальный, уплатить придется.
Кроме того, закон дополнен новыми видами нарушений в области конкуренции. Теперь документ содержит такие определения, как, в частности, "дискриминационные условия" (условия, мешающие входу на рынок хозсубъектов, производству, реализации их товара), "признаки ограничения и запрета конкуренции" (к ним относятся необоснованное повышение или понижение цен, побуждение хозсубъектов к самостоятельному отказу от деятельности, антиконкурентный сговор и др.), "координация экономической деятельности", "прямой контроль", "контроль посредством третьего лица". Есть в законе также отдельные статьи, посвященные определениям "необоснованной высокой цены" и "необоснованной низкой цены". Пересмотрены, разумеется, также как сами меры ответственности, так и механизмы применения этих мер. Они, как отметил Шабоян, приведены в соответствие с международными стандартами, а сам законопроект способствует развитию институциональных возможностей комиссии и улучшению условий конкуренции в стране.
С последними утверждениями Шабояна не согласились оппозиционные депутаты. Артак Зейналян отметил, что закон не дает ответа на вопрос, по каким критериям определяются цены на товары. Из-за этого пробела основные игроки рынка всегда могут обосновать свои цены. В итоге получается замкнутый круг: если государство вмешивается в процесс ценообразования, то выходит, что цены контролируются, а если нет, то конкурентные условия все равно не создаются, возмутился депутат. Формулировка "до 10%", касающаяся штрафа, по мнению Мане Тандилян, содержит коррупционный риск. Ее не убедили доводы Шабояна о том, что эта формулировка соответствует требованиям законодательства по конкуренции ЕС и ЕАЭС. "Вы говорите об опыте европейских стран, где уровень защиты экономической конкуренции намного выше, а уровень коррупции - намного ниже. Мы же с вами живем в Армении с ее высоким уровнем коррупции", - сказала она. Любое решение ГКЗЭК хозсубъект может обжаловать в суде, настоял на своем Шабоян.
Еще один замкнутый круг выявил Арам Саркисян: "В такой стране, как Армения, для борьбы с монополиями у комиссии очень мало рычагов, но если дать ей дополнительные инструменты, то это тоже достаточно рискованно для нашей страны, потому что контрольных организаций и так много". Впрочем, по словам депутата, законопроект хотя и не совершенен, но является шагом вперед.
В отличие от коллеги по лагерю Микаел Мелкумян, наоборот, сторонник того, чтобы у комиссии было еще больше инструментов, и более жестких. Это, по его словам, повысит контрольную роль комиссии. Депутат провел аналогию с законом о госзакупках, отметив, что, несмотря на совершенствование касающегося закупок законодательства, говорить о существенном прогрессе не приходится. Мелкумян отметил, что одной из самых важных является проблема входа на рынок и выхода из него. Проблема заключается в централизованности рынка, где продавцами и покупателями являются всего лишь пара-тройка субъектов. Торговые сети централизованы, сконцентрированы в руках 3-4 человек, и производителю или импортеру некому продавать свой товар. Посему ГКЗЭК, по мнению депутата, должна заниматься также и этими задачами - как с экономической точки зрения, так и с правовой (правовым разъединением оптовых импортеров и торговых сетей).
Примечательная дискуссия развернулась вокруг идеи дашнакцаканов. Поскольку теперь кандидатов в члены ГКЗЭК будет выдвигать премьер, а назначать парламент большинством голосов, то фракция АРФД предложила, чтобы одного из 6 членов комиссии выдвигала парламентская оппозиция. Шабоян предложение отклонил, отметив, что ГКЗЭК - это деполитизированный, независимый административный орган. А политическая принадлежность члена ГКЗЭК будет лишь мешать ему полноценно и беспристрастно выполнять свои функции. Тут вступил Эдмон Марукян, отметив, что сам Шабоян не только республиканец, но и член Совета РПА и, выходит, не может беспристрастно выполнять свои функции.
"Почти два года назад партия "Светлая Армения" представила законопроект, которым предлагала деполитизировать ГКЗЭК. Свое предложение, которое было отклонено, мы объясняли партийной принадлежностью руководителя ГКЗЭК. А сегодня Шабоян против того, чтобы член ГКЗЭК был партийным", - сказал оппозиционер.
Монополии, злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентный сговор - это важнейшие проблемы нашей экономики, и ГКЗЭК в этом плане обретает исключительную важность, сказал Агван Варданян. Отметив, что их предложение обусловлено повышением роли оппозиции, дашнакцакан вдруг выступил против Марукяна: "Мы предложили, чтобы одного из 6 членов ГКЗЭК выдвигала парламентская оппозиция, разумеется, с условием беспристрастной работы в комиссии. А кто сказал, что партийный не может полноценно и независимо действовать в рамках своих полномочий, независимо от того, к какой партии он принадлежит?" Возможно ли постоянно соблюдать и ни разу не перейти эту хрупкую грань, Варданян объяснять не стал, зато отметил, что при голосовании АРФД воздержится.
И последнее. Про голосование. В первом чтении документ был принят единогласно. При этим фракции АРФД и "Елк" одобрили документ с условием, что их предложения ко второму чтению будут приняты. Ни одно предложение депутатов принято авторами не было. Из-за чего дашнакцаканы документ не одобрили. А вот елковцы проголосовали "за", мотивировав это единством своей фракции. "Поскольку наш представитель в профильной парламентской комиссии Арам Саркисян счел законопроект "шагом вперед" и одобрил его, то фракция поддержит его позицию", - объяснил Марукян. В итоге: 84 - "за" и 6 воздержавшихся».