«Голос Армении»: Маленькие поправки с большим социальным эффектом
в первом чтении проект поправок в закон "О лекарствах", который, как уверены депутаты, дадут большой социальный эффект, снизив цены на медуслуги.
Речь, как заметил соавтор документа председатель парламентской комиссии по социальным вопросам республиканец Акоп Акопян, о двух маленьких изменениях, либерализующих ввоз в страну медикаментов. Дело в том, что действующий закон "О лекарствах" позволяет импортировать в страну медикаменты только хозсубъектам, имеющим лицензию на оптовые поставки. Медучреждения же такой возможности не имеют. И для своих пациентов должны приобретать лекарства у оптового поставщика. Авторы проекта предлагают больницам, имеющим аптеки с необходимыми для хранения большого количества медикаментов условиями, дать возможность самим ввозить лекарства. Таким образом, минуя оптовика, цены на лекарства и соответственно расходы медуслуг понизятся, уверен Акопян.
Кроме того, депутат предлагает законодательно расширить количество ввозимых с собой нашими гражданами лекарств. Действующий закон позволяет физическому лицу, въезжая в Армению и выезжая из страны, иметь при себе определенное весьма ограниченное количество медикаментов для собственных нужд. Поправками же предлагается помножить это количество на три, разрешив для ввоза в страну объем лекарств, рассчитанный на трех человек – членов своей семьи. "Мы все армяне и подобное входит в наши традиции. Тем более, учитывая, что лекарства в нашей стране дороже, чем в соседних странах", - обосновал свое предложение республиканец. Более того, он отметил, что ко второму чтению они документ отредактируют таким образом, что каждый въезжающий будет вправе ввозить рассчитанное на трех человек количество лекарств без какого-либо обоснования – для кого и зачем.
Согласитесь, аргументы "железобетонные", тем более учитывая, что звучат они из уст бессменного уже третий созыв НС председателя парламентской комиссии по социальным вопросам. Автор этих строк, как и любой проживающий в нашей стране человек, не обремененный лекарственным бизнесом, обеими руками за либерализацию лекарственного рынка и снижение цен на медикаменты. Но это отнюдь не снимает с повестки ряд контраргументов.
Почему-то Акопяну и в голову не приходит, что можно найти механизмы снижения цен на лекарства в нашей стране. К примеру, отменить НДС на лекарства, переняв опыт соседней страны, откуда чаще всего привозят лекарства наши сограждане. Найти механизмы снижения цен на лекарства, чтобы средства наших людей не утекали в карманы соседних бизнесменов и казну соседних стран. Кстати, как недавно отмечал в ходе слушаний председатель Союза производителей и импортеров лекарств Самвел Закарян, политика Минздрава ведет к оттоку средств из Армении в соседнюю Грузию, где наши граждане предпочитают не только закупать лекарства, но теперь уже и лечиться. Между тем, по данным Закаряна, цена злосчастного вопроса отмены НДС с лекарств и соответственно снижения их цен на 20% - всего-то 16,7 млн долларов.
Подумаешь, НДС, отмахнулся Акоп Акопян. Его отмена несущественно отразится на цене. Далеко не НДС является главным фактором высоких цен на лекарства в Армении. По его словам, в Грузии нет НДС, но цены там по сравнению с нашими меньше более чем в два раза. Нужно найти ответ, почему в Армении и Грузии разные цены, если армянский и грузинский бизнесмены покупают оптовую партию лекарств у одного производителя, сказал республиканец. По его мнению, в этом, в частности, "виноват" отечественный закон "О лекарствах", который "направлен на постоянное повышение цен на лекарства". Поэтому, как говорится, не прошло и двадцати лет, как правительство решило урегулировать рынок - создать рабочую группу, которая должна заняться вопросами ценообразования, по возможности выведя из цепочки поставщик-потребитель все лишние звенья.
Интересная справка от Акопяна: оптовые лицензии сегодня имеют 150 организаций, из которых всего на 5 компаний приходится 75% импорта лекарств.. Между тем в 2001-м, когда еще не было НДС на лекарства, 90% импортируемых лекарств приходилось на 78 компаний, а не на 5, как сейчас. Иными словами, введение НДС способствовало лишь монополизации рынка. А это уже справка от Артака Зейналяна, с которой Акопян согласился.
Отметим, что депутаты проект поддержали, выступив за либерализацию лекарственного рынка. Однако вопросов от этого у них меньше не стало. Депутаты считают, что рынок лекарств нуждается в глубоком анализе и диагностике. Прежде всего необходимо понять, почему круг компаний, ввозящих 90% лекарств, с 78 сузился до 5, получают ли они необоснованную прибыль, квотирован ли рынок неформально. Есть классические правила рынка, которые у нас абсолютно не соблюдаются, уверены депутаты-экономисты. В частности, производство и импорт, предоставление услуг и импорт должны быть разделены друг от друга. Не может один и тот же хозсубъект и импортировать, и услуги предоставлять, что у нас зачастую и происходит. У многих сложилось впечатление, что начался новый этап передела бизнеса среди чиновников. О чем бы ни говорили депутаты, в одном они сошлись точно: в результате принятия данного законопроекта цены на лекарства и медуслуги снизятся. Более того, повысится уровень обеспечения граждан качественными и доступными лекарствами.
Поэтому они никак не могли взять в толк, почему правительство выступает против данного законопроекта с отрицательным заключением? Кстати, замминистра здравоохранения Сергей Хачатрян на обсуждении не присутствовал. А позднее, отвечая на вопрос, почему представителя правительства не было на обсуждении, министр здравоохранения Левон Алтунян заявил, что тот болен. Выходит, во всем Минздраве не нашлось компетентного по данному вопросу чиновника, которого бы Минздрав делегировал в парламент взамен приболевшего Сергея Хачатряна? Или просто правительство в лице Минздрава таким образом выказало свое пренебрежение к законодательному органу, всего три дня назад полноценно ставшей парламентской республики?
По словам спикера НС Ара Баблояна, то, что предполагает правительство, противясь данному проекту, чтобы больницы, желающие ввозить лекарства, также имели лицензию оптовика и могли продавать лекарства, неприемлемо. "Я концептуально против этого, поскольку мы не должны ставить больницы на путь торговли лекарствами", - сказал Баблоян, отметив, речь в законопроекте об ответственности врача и медучреждения за здоровье своих пациентов. "Речь о том, что далеко не все лекарства, в которых нуждаются люди, представляют коммерческий интерес для оптовиков. Это и очень дешевые лекарства, и те медикаменты, в которых нуждаются не 10 тысяч, а скажем, всего 500 человек. В этом случае ни производитель, ни оптовик из-за ограниченности армянского рынка не заинтересованы регистрировать данное лекарство. Кто же должен позаботиться об этом? Решение проблемы, откуда достать лекарство, ложится на плечи граждан по принципу спасение утопающих дело рук самих утопающих. Да, в действующем законе прописано, что для защиты прав человека государство само должно потратиться и зарегистрировать лекарство. А кто же должен обратиться в Минздрав, если не сами врачи, медучреждения? Данным законопроектом им дается такая возможность. В этом основная идея проекта", - пояснил Баблоян, добавив, что сегодня такая проблема есть со страдающими бронхиальной астмой, эпилепсией.
Говоря о рынке в целом, Баблоян отметил, что этот проект содержит в себе определенный сдерживающий аппетиты монополистов механизм. Последние данным проектом лишаются возможности втридорога продавать лекарства больнице. Никто не хочет, по его словам, отбирать хлеб у оптовиков. Возможность больницы самой ввозить необходимые ей лекарства станет неким балансом, противодействием, заставляющим монополиста умерить свои аппетиты до цены, по которой больница сама может ввозить лекарства. Таким образом, с одной стороны, снизятся цены на медицинские услуги, с другой - медучреждение сможет заниматься своим прямым делом, т.е. лечить больных, заключил Баблоян».