«Голос Армении»: Нас толкали к гражданской войне
Газета «Голос Армении» в номере от 24 апреля пишет: "Депутат не может быть лишен свободы без согласия Национального Собрания, за исключением случая, когда он был задержан в момент совершения преступления или непосредственно после этого. В этом случае лишение свободы не может продолжаться более семидесяти двух часов. О лишении депутата свободы безотлагательно ставится в известность Председатель Национального Собрания" - говорится в статье 96 Конституции РА. Ара Баблоян был поставлен в известность о задержании 3 депутатов парламента 22 апреля. До этого события развивались в следующем порядке.
"Какой диалог, - поздно!", - объявил 20 апреля на митинге на площади Республики Никол Пашинян, отклонив предложение АРФ "Дашнакцутюн" начать политические консультации под началом президента Армена Саркисяна. Пашинян выдвинул свои требования, а именно: Серж Саргсян должен подать в отставку с поста премьер-министра, парламент должен избрать премьером того кандидата, которого предложит народ. Если парламент не утвердит программу правительства нового премьера, то в стране состоятся внеочередные выборы. Иными словами, лидер партии "Гражданский договор" и руководитель фракции "Елк" метит в премьеры. Этим амбициям уже 10 лет. Пашинян поддержал кандидатуру Тер-Петросяна на президентских выборах 2008 г. в надежде возглавить правительство.
21 апреля с призывом незамедлительно начать диалог и сесть за стол переговоров к Пашиняну обратился премьер-министр Серж Саргсян. Пашинян ответил, что готов обсудить с премьером только условия его отставки. В тот же день СМИ одно за другим распространили заявления президентов РА и Республики Арцах. Никол в ответ пригласил президента РА прийти на площадь Республики. В 19 часов на площади появился президент Армен Саркисян. Он прошел через толпу, снимая с себя на ходу галстук. Встреча без галстуков продлилась примерно 25 минут.
Сначала Никол и президент беседовали на площади в окружении участников предстоящего митинга, потом уединились в отеле "Армения - Мариотт". Затем президент покинул площадь, не отвечая на вопросы журналистов, и направился к премьер-министру. Никол сообщил с трибуны митинга, что не может пригласить премьера на площадь и не пойдет на встречу в официальные учреждения, не исключив, что встреча с Сержем Саргсяном может состояться в том же отеле.
22 апреля в 10 часов в отеле "Армения - Мариотт" в присутствии журналистов состоялась встреча Пашиняна с премьер-министром. Она продлилась всего несколько минут. Пашинян сказал, что пришел обсудить условия отставки и мирной передачи власти. Серж Саргсян охарактеризовал это требование как ультиматум и шантаж государства и законной власти. "Вы не осознаете степень ответственности, вы не извлекли уроки из 1 марта", - сказал премьер-министр, посоветовав Пашиняну вернуться "в поле законности и логических действий", в противном случае вся ответственность за ситуацию ляжет на его плечи. "Фракция, набравшая 7-8%, не может говорить от имени народа", - подчеркнул премьер.
Серж Саргсян первым покинул отель. Пашинян после встречи отправился на улицу Арцаха (Эребуни), где ситуация сразу накалилась до предела. В итоге полицейские насильно увезли Пашиняна, а вслед за ним депутатов Сасуна Микаэляна и Арарата Мирзояна, после чего акция была разогнана с применением спецсредств. Позже Генпрокуратура сообщила о задержании 3 депутатов с сохранением требований статьи 96 Конституции РА. Накануне все трое были отпущены на свободу.
10 тысяч за измену присяге
Людей в погонах возмутило обещание сторонников Никола подарить 10 тыс. долларов США первому полицейскому, который перейдет на сторону митингующих. Тем, кто последует его примеру, дадут по 2 тыс. долларов.
Марзпет Ширака опроверг появившиеся в соцсетях слухи переходе полицейских на сторону участников уличных беспорядков. Пока власть прилагала усилия для мирного разрешения ситуации, сторонники Пашиняна готовили почву для подкупа полицейских. Что касается денег на подкуп, то в последние дни версия о поддержке Пашиняна со стороны внешних сил обрела вполне убедительные обоснования.
К примеру, политологи, сравнив возглавляемые Николом акции с событиями 1 марта 2008 г., пришли к заключению, что 10 лет назад реакция мировых СМИ на многотысячные митинги, которые завершились стычкой с полицией и гибелью 10 человек, была весьма поверхностной. Сегодня, напротив, западные издания взахлеб пишут о бархатной революции, а США и ЕС выступили с заявлениями, в подтексте которых многие усмотрели запрет на применение силы по отношению к митингующим.
Никол старался для себя!
"Никол простит нам долги по банковским кредитам! Он избавит нас от налогов! Он победит коррупцию! Он создаст рабочие места!".
Толпа уже принялась творить очередного кумира, а Пашинян на вопрос, хотел бы он стать премьер-министром, ответил, что никогда не боялся ответственности. В эти дни многих волновал вопрос: почему на трибуне митингов не было представителей других политических сил, например, фронта "Во имя государства Армения"? Ответ прост: Никол не пускал на трибуну более или менее известных деятелей, потому что старался для себя! Беспорядки в столице и крупных городах были инициированы им, чтобы занять премьерское кресло! Он не пошел на мирный диалог только потому, что этот диалог закрыл бы ему путь к заветной цели!
Сколько потеряем на революции?
Годы правления всех 3 президентов сопровождались периодами дестабилизаций. Каждый из периодов рождал своих трибунов, каждая дестабилизация, достигнув пика, шла на спад. Последствия, как правило, были одинаковые: после каждого масштабного потрясения экономисты подсчитывали, сколько лет страна потеряла в развитии.
В интервью одному из телеканалов премьер-министр Серж Саргсян заявил, что 2017 г. был самым спокойным из всех предыдущих и ознаменовался показателем экономического роста в 7,5%. "Нам нужно еще несколько лет, всего несколько лет", - сказал премьер.
После теракта в парламенте 1999 г. последовал полугодовой период стагнации, экономика стала постепенно приходить в себя только после отставки Арама Саркисяна с поста премьера.
Экономические подвижки 2007 г. разбились о дестабилизацию 2008 г., которая достигла пика 1-2 марта, остальное довершил мировой финансовый кризис. Показатели, на которые сослался премьер Саргсян, могут оказаться под угрозой, если общественное напряжение не пойдет на спад. Никто не станет инвестировать в страну, где нет стабильности, туристический бизнес уже терпит убытки, люди, как правило, не едут туда, где царят уличные беспорядки.
Незадолго до событий 1-2 марта 2008 г. Центр Heritаge Foudаtion в отчете об итоговых показателях экономической свободы поставил Армению на 15-е место в списке 41 европейской страны. В 2007 г. темпы роста инвестиций примерно в 5 раз превысили показатели 1998 г. К 2007 г. среднегодовые темпы роста ВВП составили 10,5 % против 6% в странах СНГ. После мартовских событий несколько крупных инвестиционных проектов оказалось под угрозой свертывания. Сколько потеряет государство в результате апрельских беспорядков 2018 г.?
Миф о студсоветах
Неужели кто-то всерьез думает, что стоит Николу занять кресло премьера, и по Армении потекут молочные реки в кисельных берегах?
Впрочем, люди на улице любят творить себе кумиров. В свое время в этом качестве побывали Арташес Гегамян, Степан Демирчян и даже Аркадий Варданян. В 90-е интеллигенция в Армении шутила, дескать, хорошо, что у нас нет демократии, в противном случае президентом стал бы Аршак Садоян. Помните, как его любили! Садоян жаловался, что не может купить себе носки в магазине, вокруг него сразу митинг начинается.
Кумиры толпы, как правило, опираются на мифы, например, о злом тиране и мирном протесте. Один из главных мифов последнего десятилетия в эти дни разрушился буквально у нас на глазах. Это миф о том, что республиканцы доминируют во всех школах, а студенчество находится под прессом студсоветов РПА во главе с "сакуликами". События последних дней показали, что студсоветы РПА не играют доминирующей роли в вузах, а ведь до недавнего времени об этом, как теперь выяснилось, мифическом явлении писали и говорили буквально все специалисты в области образования.
Десятилетиями копившиеся проблемы в сфере образования выплеснулись на улицы. Студенты протестуют против коррупции в вузах, против бездарных преподавателей и высокой платы за обучение. Все говорят о необходимости перемен, говорят, что атмосфера застоя стимулирует эмиграцию, а молодежь, которая вышла на улицы, не желает эмигрировать, а хочет достойно жить на своей земле. Этим ее желанием манипулируют сегодня не самые чистые на руку политические силы, пытаясь спровоцировать гражданскую войну. Эскалация напряжения может превратить нашу страну в арену противоборства мировых сверхдержав. Имея перед глазами печальный пример Сирии, следует незамедлительно заняться поисками компромиссного разрешения ситуации.