«Голос Армении»: Когда у нас украли будущее. Кого из избежавших кары «невидимой руки рынка» настигнет «невидимая рука» спецслужб?
Газета «Голос Армении» в номере от 30 июня пишет: «Граждане присматриваются к переменам, но перспективы страны и их собственные представляются им настолько неопределенными, что будущее они ожидают с надеждой и тревогой одновременно. Но для того, чтобы в стране реально произошли перемены к лучшему, нужно докопаться до корней коррупции и прочих безобразий, искоренять которые столь рьяно взялись силовые структуры. То есть борьба с коррупцией должна быть поставлена на институциональные рельсы - в противном случае все это смахивает на какую-то кампанейщину, низкопробное шоу, которое не может иметь решающего значения для кардинальных изменений в нашей жизни.
По словам советника премьер-министра Артака Манукяна, на сегодня в результате раскрытия случаев коррупции в госбюджет страны возвращено $35 млн. В то же время экономист отметил, что важна не сумма, а тот факт, что за эти годы "будущее экономики Армении было украдено и подвергнуто сомнению". Но в каком периоде искать те самые годы, сквозь которые просочилось и утекло будущее нашей страны? Уж точно это не только последние 10-15 лет. Смотреть нужно гораздо дальше и гораздо глубже.
Вот, к примеру, Полиция РА обращается к гражданам с призывом сообщать о фактах преступлений, в том числе о коррупционных сделках, о которых раньше они по каким-то причинам предпочитали помалкивать. И вот тут-то мы сталкиваемся с ключевым словом "раньше". А насколько "ранее" готовы зайти силовики в деле разоблачения коррупции? Известно ведь, что глубинные корни коррупции и прочих злоупотреблений заложены сразу после рождения Третьей Республики Армения, в самом начале 1990-х, плоды чего мы пожинали все прошедшие годы. Пожинаем и сегодня на фоне громких разоблачений. А может, силовики ограничиваются последними несколькими годами, причем желательно имея в качестве мишеней республиканцев? Не хочется в это верить, ведь подобная избирательность как раз и будет свидетельствовать о лживости обещания новых властей исключить политические репрессии, вендетту.
Согласитесь, что от ответа на этот вопрос во многом зависит самое главное: будет ли страна дальше успешно развиваться или нас снова ожидают тяжелые времена при том, что ничего принципиально в нашей жизни не изменится? И в этом плане доверие к нынешнему правительству, а вернее сказать, к одному человеку, премьеру, вовсе не означает полной и безоговорочной поддержки правительства в будущем. Общественный запрос на установление справедливости и верховенства закона для всех, устранение протекционизма, коррупции и монополий - задача не одного дня. Даже если все новостные выпуски всех телеканалов будут смахивать на программу "Дежурная часть". Уже не говоря о таких задачах, как обеспечение качественных и доступных медицины и образования, прорыв в сфере науки и высоких технологий и т.д., для достижения которых потребуется не менее 10-15 лет. Решения простейших житейских задач населения можно, конечно, достичь быстрее - к примеру, через пару годков несколько повысить зарплаты и пенсии. Но и к этому особого доверия нет: будущее больше представляется неопределенным и в силу этого тревожным.
Вряд ли власть не догадывается, где кроются истоки коррупции и неправедного обогащения некоторых наших весьма шустрых до общего добра соотечественников, которые сполна воспользовались хаосом и неразберихой первых лет независимости, когда у руля управления страной в столь непростой период трансформации всего общественно-политического уклада встали люди, не имевшие ни опыта этого управления, ни сколько-нибудь приличных знаний об этом. Управление целой страной в одночасье оказавшимися у власти либералами с томиком явно устаревшего Адама Смита, приправленного советами всяких там "чикагских мальчиков" и прочих корифеев от экономики, в том числе и местного розлива, напоминало, скорее, действия открытых академиком Павловым условных рефлексов, нежели плоды разума.
В результате нувориши под шумок разобрали за бесценок, причем без всяких предварительных условий со стороны государства, самые лакомые куски армянской экономики, очень быстро освободив балансы сотен процветающих предприятий от всего, за исключением... заводских стен, что поставило за грань выживания целые экономические отрасли. Параллельно складывающаяся новая система отношений задала невиданный ранее уровень бюджетного воровства, которое в более деликатной формулировке звучит как "неэффективное использование бюджетных средств". А "невидимая рука рынка", на которую годами неустанно молились либералы, все никак не хотела приниматься за дело.
Бездумная приватизация государственной (она же - общенародная) собственности, когда крупнейшие активы без всяких предусловий уходили в частные руки за бесценок, породила на свет новый класс "хозяев жизни", которых впору величать неэффективными собственниками, а попросту - неумехами. Но неправедно нажиться на некогда общем добре, создававшемся десятилетиями упорного труда целого народа, эти горе-собственники успели вполне. А дальше к ним присосались и вороватые чиновники (они же - "крапивное" семя). И не к ним ли сегодня впору обратить свои пламенные орлиные взоры нашим доблестным силовикам?
Нет-нет, мы не жаждем большой крови: пусть этим незаконно обогатившимся в те годы "бизнесменам" всего лишь, так сказать, монетизируют тюремные сроки, что вполне укладывается и в рамки политики СНБ РА, преследующей, по словам директора спецслужбы Артура Ванецяна, возвращение награбленных средств, но вовсе не заключение под стражу. Слабо?
В проблемах, имеющих экономическую природу, гневные обвинительные речи (они же - филиппики) и показные маски-шоу вообще мало что решают. Институционализм - вот слово и одновременно девиз, которое крупными буквами должно быть начертано на ведомственных стягах всех силовых ведомств, бросившихся напропалую ловить коррупционеров всех мастей. Одними карательными действиями сиюминутного характера проблему не решить: надо смотреть в корни, причины, искать побудительные мотивы, заполнять специально или ненамеренно оставленные законодательные лазейки.
Вот только один простой, но очень красноречивый пример. Впрочем, автор уже близок к нарушению редакторского лимита на объем занимаемой под конкретную статью площади. Поэтому продолжим разговор в одном из ближайших номеров «ГА»».