Нынешний этап переговоров по Карабаху: тупик или передислокация перед «рестартом»
В последние дни вновь активно обсуждается точка зрения, что война в Нагорном Карабахе или, по крайней мере, обострение ситуации неизбежны и это всего лишь вопрос времени.
Основанием для подобных пессимистических прогнозов служат отсутствие переговоров в течение длительного времени и определенное ужесточение позиций сторон. Из-за внутриполитических событий в переговорах по Нагорному Карабаху на высоком уровне была пауза, предполагалось, что они возобновятся после формирования новых властей. Однако процессы получили другое развитие.
Если в Азербайджане, как и ожидалось, Ильхам Алиев, формально заручившись поддержкой более 80% избирателей, был переизбран на пост президента, то в Армении на волне революции сформировалось новое пользующееся доверием народа правительство, что не могло не повлиять на переговоры по карабахскому урегулированию.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян 9 мая заявил в Степанакерте, что одна из сторон конфликта – Республика Арцах – должна стать полноправной стороной переговоров.
В дальнейшем эта идея была также отражена в программе правительства, в документе в частности закреплено: Республика Арцах, в качестве основной стороны конфликта, должна иметь решающий голос и участвовать в реальном и длительном процессе мирного урегулирования.Другим важным месседжем новых властей Армении в контексте переговоров по Нагорному Карабаху является то, что Армения привержена исключительно мирному урегулированию проблемы при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ и что необходимо сформировать способствующую миру атмосферу.
А «новоизбранные» власти Азербайджана избрали открыто милитаристский подход, и от дипломатии противопоставления, можно сказать, перешли к стилю «запугиваний», когда параллельно угрозе применения силы осуществляется демонстрация силы, звучат открыто призывы отдать предпочтение силовым решениям.Еще с апреля на линии соприкосновения карабахских и азербайджанских войск были заметны скопления ВС Азербайджана, затем мы стали свидетелями провокации в нахиджеванском направлении армяно-азербайджанской границы.
В эти дни азербайджанские вооруженные силы проводят широкомасштабные военные учения. Создается впечатление, что в Азербайджане существует нехватка аргументов по переговорам и избыток оружия, приобретенного нефтедолларами, поэтому предпочтение отдается военным решениям, что сопровождается беспрецедентной пропагандой армяноненавистничества.
Азербайджанская пропаганда не жалеет усилий, чтобы сохранить новый пропагандистский трюк, согласно которому новые власти Армении являются антироссийскими, посему Россия поможет Азербайджану вернуть Нагорный Карабах – даже силовым путем, поскольку Азербайджан является единственным надежным союзником России на Южном Кавказе.
Именно в рамках этого подхода лидер Международного «Евразийского движения» Александр Дугин и товарищи собрались в довольно символическом месте на линии соприкосновения с Арцахом и, не давая слова друг другу, восхваляли Азербайджан, даря ему «Карабах».Расчет Дугина и похожих на него кажется ясным – привести Азербайджан в евразийское русло, если нужно будет за счет Армении и Нагорного Карабаха.
Можно также понять новоявленную любовь Азербайджана к России и выступление с позиций единственного надежного партнера России на Южном Кавказе. Азербайджанская сторона таким образом пытается получить поддержку России в вопросе карабахского конфликта, а также решает внутриполитические проблемы.
Неясно, к чему это может привести, и в какой степени это пользуется одобрением представителей российских официальных кругов. В данном контексте первая реакция, которую можно ожидать от Армении, должна заключаться в подтверждении приверженности стратегическому сотрудничеству с Россией.
Однако в то же время Армении необходимо избегать образа чрезмерно преданного партнера и не вступать в гонку с Азербайджаном в проявлении любви к России. Есть проверенная годами армяно-российская дружба, есть интересы и воля к продолжению сотрудничества, основанного на принципе равенства.
В то же время, если азербайджанский тезис о том, что именно Азербайджан остается единственным партнером РФ в регионе, окажется верным, то это, в первую очередь, должно беспокоить Россию и заставить ее пересмотреть свою политику, в результате которой Армения, пользующаяся репутацией самого преданного союзника, отдалилась от зоны влияния России.
Как бы то ни было, стоит отметить, что в условиях текущего перераспределения позиций армянская сторона опирается на дипломатические и политические средства, в качестве носительницы демократических ценностей, а Азербайджан руководствуется лучшими традициями тоталитаризма: танки, ракеты, внешний враг, лидер-всеспаситель, тяжелая усиленная пропаганда и др.
Здесь не должно быть заблуждений касательно того, что демократический пацифизм – это поражение.
А предпочтение мира не означает страха перед войной. Это означает придание ценности человеку и его жизни и решение проблемы рациональным путем, на основе разумных компромиссов.
Будем надеяться, что события будут развиваться этим путем, и переговоры вокруг карабахского вопроса вскоре возобновятся, что снизит также вероятность прогнозируемых военных столкновений.