Армен Минасян: Амулсарское месторождение и наши реальные страхи
В ходе брифинга после состоявшегося накануне, 10 июля, заседания правительства Армении министр охраны природы РА Эрик Григорян обратился к проблеме эксплуатации Амулсарского золоторудного месторождения. Если передать сказанное кратко: министр лично выступает против подобных объемов горнодобывающей промышленности, и в правительстве РА пытаются найти лучшее решение в рамках правовых процедур.
Проблема Амулсара имеет несколько контекстов. На первом месте, безусловно, экология: эксплуатация месторождения чревато рядом рисков, которые довольно подробно описываются специалистами. Главный риск, насколько понятно мне, как неспециалисту, – это загрязнение водных ресурсов республики: месторождение угрожает бассейну реки Арпа, которая органически связана с озером Севан, озеро же, в свою очередь, питает Араратскую долину.
Второй аспект проблемы – социально-экономический. Проект эксплуатации месторождения, по некоторым данным, является самым крупным инвестиционным проектом в истории незаивисимой Армении. Инвестиционная программа в масштабах Армении обещает быть крупным источником дохода и для инвесторов, и для государства, и для сотрудников, и, по мультипликативному эффекту, для всего населения Армении.
Кроме того, существует также несколько иных факторов. В первую очередь, правовой контекст проблемы. Что будет, если проект будет прекращен? Какие формальные и неформальные санкции последуют за этим решением? В конце концов, инвестор потратил огромные средства и справедливо может ожидать их возвращения, не считая взысканий и штрафов, которые в случае международного арбитража вполне возможны. Плюс к этому также имиджевые потери: провалившаяся с иностранной компанией программа, безусловно, негативно отразится на инвестиционном имидже Армении. Любой следующий крупный инвестор будет более придирчивым.
К сказанному можно также добавить бытовую сторону вопроса, когда многие руководствуются принципом из известной басни «Хозяин здесь — я, Гора тут моя» и выступают против того или иного проекта исключительно на том основании, что месторождение является общественной собственностью и его нельзя предоставлять частному сектору. И ещё один важный фактор: проблема дошла до критической точки параллельно смене власти в Армении и любое решение невозможно вынести за рамки разделения “прошлое-настоящее”.
Всё это сегодня обсуждается. Мало случаев, когда различные контексты совмещаются и предпринимается попытка рассматривать вопрос комплексно. Премьер-министр РА Никол Пашинян предпринял подобную попытку, однако, по всей видимости, он и сам убедился, что вовлеченные в проблему различные группы говорят исключительно на своем языке, не склонны слушать друг друга и достичь согласия. После этого, хотя бы лично для меня, стало очевидно, что проблема отныне находится в политической плоскости и премьер должен принять политическое решение. Из вчерашнего брифинга министра было ясно, что решения пока нет: юридические процедуры являются лишь ширмой (классик говорил: политические деятели принимают решения, а юристы – формулируют и обосновывают).
Именно этот факт и заставил меня провести небольшой онлайн-опрос среди моих френдов в соцсети Facebook. Естественно, что опрос никоим образом не мог считаться научным, однако, тем не менее, позволило бы в некоторой степени составить представление о восприятии данной проблемы. В результате: примерно половина респондентов считает правильным, чтобы решение принял премьер Армении, по мнению же 40% – месторождение ни в коем случае не должно эксплуатироваться, а порядка 10% опрошенных считает, что месторождение должно эксплуатироваться.
Эти цифры не вызывают удивления. Хотя и концепт «гордого гражданина» активно тиражируется, однако у нас патерналистское мышление и закономерно, что большинство все трудные решения и всю ответственность делегирует лидеру (особенно, когда полноценно доверяет). Удивительно, что на предложенный мною онлайн-опрос откликнулась лишь десятая часть моих френдов, хотя и подавляющее большинство из них – известные общественности деятели. Подобное безразличие можно объяснить летней жарой, чемпионатом мира по футболу, коррупционными скандалами и пр.. Но я склонен считать, что выражение гражданской позиции в нашей стране стало уже рискованным. И это не может не быть опасным.
Что касается решения премьера по вопросу Амулсара, то уверен, что оно будет политическим. Сегодня, когда единственной политической задачей являются внеочередные выборы, данное решение не может быть таким, которое навредило бы результатам на будущих выборах, которых ожидает принимающий это решение.
Смежные статьи
- В Джермуке премьер Армении проводит совещание по вопросу эксплуатации Амулсарского золоторудного месторождения
- Премьер Армении отправится в Джермук, чтобы ознакомиться с проблемой Амулсара на месте