«Голос Армении»: Первая встреча после долгой разлуки
Газета «Голос Армении» в номере от 19 июля пишет: «СМИ Армении заинтригованы состоявшейся недавно встречей Никола Пашиняна с первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном.
На странице правительства РА в Facebook сообщается, что встреча состоялась по инициативе экс-президента. Тер-Петросян изложил свою точку зрения относительно нагорно-карабахской проблемы, пути преодоления ряда стоящих перед Арменией вызовов, которые и были обсуждены.
Примечательно, что пресс-секретари премьер-министра и первого президента отказались представить подробности встречи, что экспертные круги расценили как свидетельство разных подходов двух политиков к обсуждаемым вопросам. Что, впрочем, неудивительно.
Подходы Тер-Петросяна к урегулированию нагорно-карабахской проблемы известны. Заключаются они в предложении несоразмерных уступок Азербайджану, в частности, передать последнему контроль над рядом районов, без каких-либо обязательств Баку признать независимый статус Арцаха. Согласно подходам Тер-Петросяна, Арцах может уступить Баку определенные территории не взамен на признание статуса Арцаха, а взамен "на мир".
Последний раз эти подходы были обстоятельно представлены в ходе недавних парламентских выборов. Левон Тер-Петросян попытался сделать такой подход гвоздем избирательной программы АНК, мобилизовать электорат вокруг своей "мирной инициативы". Чем все закончилось, известно: АНК набрал менее 1,5% голосов.
Примечательно, что тогда позиция Тер-Петросяна была резко раскритикована нынешним главой исполнительной власти. "Это позор!" - заявлял тогда Никол Пашинян, утверждая, что Серж Саргсян и Левон Тер-Петросян вступили в теневую коалицию по агитации "идеологии мира" на унизительных для Армении условиях…
Полагаем, в этом вопросе в позиции Никола Пашиняна сегодня изменений не произошло. Да и вряд ли могло произойти: тема неадекватных компромиссов в вопросе нагорно-карабахского урегулирования для армянской общественности абсолютно неприемлема. Тут нельзя не отметить и то, что свою большую лепту внес сам Азербайджан, развязав апрельскую войну 2016 года, после чего даже самым "миролюбивым" политикам Армении стала очевидна опасность каких-либо односторонних уступок озабоченному жаждой реванша фашиствующему соседу.
Никол Пашинян - политик, очень тонко чувствующий конъюнктуру, настроение электората. Придя к власти, он с большой помпой отправил своего сына служить в Арцах и отметился сделанными в Арцахе же заявлениями о необходимости прямого вовлечения Степанакерта в переговорный процесс, подчеркивая, что это главное условие продуктивности переговоров. Интересная полемика развернулась после заявления премьера о том, что Ереван как сторона конфликта готов вести переговоры только от своего имени, а позицию Степанакерта должны представлять исключительно власти Арцаха.
Член команды Сержа Саргсяна экс-министр обороны Армении Виген Саркисян раскритиковал подход Пашиняна, утверждая, что Ереван не сторона конфликта, а гарант безопасности Карабаха, а заявления Пашиняна льют воду на мельницу бакинской пропаганды.
И тут за Пашиняна вступился… Тер-Петросян. Первый президент заявил, что Виген Саркисян, обвиняющий Пашиняна в "неосведомленности о переговорных деталях", на самом деле выказывает собственное абсолютное незнание содержания процесса карабахского урегулирования. Тер-Петросян акцентировал то, что Армения, Азербайджан и Карабах получили от международной общественности статус "сторон карабахского конфликта" в итоговом документе Будапештского саммита ОБСЕ 6 декабря 1994 года, а конкретнее - в Пражском пояснении председателя руководящего совета ОБСЕ от 31 марта 1995 года. Тер-Петросян указывал, что усилия Баку заключаются не в том, чтобы Армения была признана стороной карабахского конфликта, а в том, чтобы добиться признания Армении "агрессором" в ходе конфликта, что, согласно Тер-Петросяну, в начале 90-х было нивелировано усилиями армянской дипломатии…
Своими заявлениями Тер-Петросян, во-первых, хотел подчеркнуть правильность политики, проводимой в годы своего президентства, во-вторых, "протянуть руку" новому премьеру, с которым отношения разладились с 2012 года, когда Тер-Петросян вовсю взялся за раскрутку Гагика Царукяна, но это тема другого, хотя и очень интересного в контексте нынешнего сотрудничества Пашиняна с ППА разговора…
Возвращаясь же к теме нагорно-карабахского урегулирования и взаимоотношений Тер-Петросяна и Пашиняна в этом контексте, констатируем, что первая встреча двух политиков после смены власти в Армении произошла спустя только два с лишним месяца после приведенной полемики. Не слишком ли долго висела в воздухе протянутая рука Тер-Петросяна, пока Пашинян не решился на контакт?
Примечательно, что в тот же день, когда состоялась первая после долгих лет разлуки встреча Тер-Петросяна и Пашиняна, в Ереване состоялось открытие памятника основателю Первой Республики, видному деятелю АРФ "Дашнакцутюн" Араму Манукяну.
Никол Пашинян выступил на торжественном мероприятии и, в частности, заявил: "Я не ошибусь, если скажу, что в лице Арама Манукяна мы имеем дело с великим миссионером нашей новейшей истории. Он родился, чтобы выполнить великую миссию, и осознавал это. Это действительно великая миссия - найти победу в свете поражения, найти надежду в момент отчаяния, обрести силу, когда кажется, что ваши крылья ослабли. Арам Манукян полностью выполнил свою миссию, он никогда не жил для себя, своей семьи или своих родственников, он жил для своего народа, сражался и побеждал за свой народ. У нас есть наша миссия. Миссия государственных, должностных лиц и граждан должна быть достойна миссии Арама Манукяна, должна быть добродетельной, и нужно жить таким образом, чтобы каждый раз, когда проходишь мимо этого памятника, смотреть прямо в глаза и говорить, что мы являемся хозяевами этой его миссии, его работа не осталась незавершенной".
Рубен Маргарян».