Вазген Манукян: Вызывает обеспокоенность, что сейчас Армения превратилась в театр одного актера
Председатель партии Национально-демократический союз (НДС) Вазген Манукян выступил с заявлением по поводу ареста второго президента Армении Роберта Кочаряна.
В заявлении говорится: «Наша партия и лично я в течение 10 лет президентства Роберта Кочаряна находились в жесткой оппозиции, обвиняли власти во многих вопросах, выступали против многих решений.
Однако я категорически не согласен с предъявленными Роберту Кочаряну и Юрию Хачатурову обвинениями, считаю их необоснованными, а решение об аресте – опасным, наносящим удар по безопасности нашего государства. Необоснованное обвинение в отношении лиц, которые сыграли неоценимую роль в самой крупной военной победе нашего народа за последние столетия.
Тем не менее, что произошло 1 марта 2008 года с политической точки зрения?Начиная с 1996 года, президентские выборы всегда проходили с многочисленными фальсификациями. Такими же были и выборы в 2008 году.
По результатам этих выборов, согласно официальным данным, трое из кандидатов получили преимущественное количество голосов: Серж Саргсян – 52,8%, Левон Тер-Петросян – 21,5%, Артур Багдасарян – 17,7%.
В данном плане это отличалось от ситуации 1996 года, когда борьба проходила между двумя кандидатами – оппозиционным кандидатом (41%) и кандидатом от власти (51,3%). При этом в 1996 году мы представили в Конституционный суд Армении огромную, многотомную доказательную базу.
Тем не менее, мы не заявляли, что кандидат от оппозиции победил, а требовали открыть в каждом избирательном участке по принципу случайности по 3 избирательных урн, а в случае выявления фальсификаций – провести второй тур выборов.Такая же ситуация создалась на президентских выборах 2003 года, когда основными кандидатами были Роберт Кочарян и Степан Демирчян.
После обнародования итогов голосования народ возмущенно окружил здание ЦИК, и под давлением народа, после пересчета голосов, был объявлен второй тур.В 2008 году доказательная база оппозиции была очень слабой, и в Конституционный суд не было представлено почти ничего серьезного, несмотря на то, что было ясно, что фальсификации имели место. Но поскольку между тремя кандидатами распределилось довольно большое количество голосов, лучшее политическое утверждение, которое могла сделать оппозиция, – это пойти на второй этап выборов.
Вместо этого Левон Тер-Петросян заявил, что победил он, набрал 60% голосов и должен стать президентом, затем же попытался всеми средствами реализовать свое неконституционное требование. И поскольку среди довольно большой части населения было значительное недовольство властями, связанное не только с выборами, воспользовались этим недовольством и усилили его, начались перманентные митинги.
Власти попытались разогнать эти митинги. Эта стандартная ситуация, которая раньше происходила и в нашей стране, и в других странах, неожиданно переросла в нестандартную ситуацию и вышла из-под контроля. Жертвы были с обеих сторон – и среди силовых структур, и среди демонстрантов. Здесь либо есть две стороны, и нужно давать обоюдную оценку, либо есть третья сторона, которая пыталась обострить ситуацию.
В любом случае, нужно выяснить, кто начал стрелять, по чьему приказу это произошло, и я считаю, могут появиться очень неожиданные факты. Можно раскрыть это или нет, не могу сказать, но эти загадочные происшествия должны быть расследованы до конца. Для нас важным является не только дать оценку Роберту Кочаряну или Левону Тер-Петросяну, но и понять, как стандартная ситуация, которая постоянно повторялась в Армении, вдруг переросла в убийства, поджог машин, грабеж магазинов и т.д.».
Обращаясь к населению, он отмечает, что понимает возмущение, которое испытывает народ к прежним властям, к людям, грабившим народ и государство, и понимает то удовлетворение, которое чувствует народ в связи с наказанием кого-либо из них.
«Однако все должно совершаться законным путем, без преследования политических целей и мести. Выражая недовольство прошлым, иногда обоснованное, а иногда необоснованное, мы должны осознавать, что с момента основания Республики Армения – с 1918 года –– вначале под руководством Дашнакцутюн, затем коммунистов, Армянского общенационального движения, Республиканской партии Армении – благодаря усилиям нашего народа, вместе со всеми недостатками, мы имели также большие и малые победы, была создана мощная государственная машина, которую нужно не разваливать, а совершенствовать и двигаться вперед.Вызывает обеспокоенность, что сейчас Армения превратилась в театр одного актера, в стране практически не действуют противовесы – оппозиционные партии, общественные организации, пресса и пр.. Кажется, все напуганы и находятся в ожидании. Эта дорога ведет нас к 37-му году, войне и изоляции на международной арене», – указал Вазген Манукян.