С генсеком или без ?
Представитель МИД РА Анна Нагдалян на брифинге 28 августа выступила с рядом важных заявлений. Во-первых, о том, что Армения сохранит за собой право председательства в ОДКБ, во-вторых, о намерении применить вето на возможное вступление в организацию Азербайджана. По первому вопросу врио пресс-секретаря Министерства отметила, что председательство в ОДКБ закреплено за Арменией на три года и кандидатура нынешнего генсека Юрия Хачатурова была утверждена на основе консенсуса. Относительно второго вопроса Нагдалян подчеркнула, что пока обсуждения идут исключительно на уровне экспертных кругов, однако, если вопрос будет вынесен на повестку официально, Ереван воспользуется правом вето. Пишет газета Голос Армении.
АРМЕНИЯ ИНИЦИИРОВАЛА ПРОЦЕСС СМЕНЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ, после чего состоялись консультации на различных уровнях и форматах, итоги которых будут представлены на утверждение Совета ОДКБ, сказала также дипломат, подчеркнув, что до того МИД считает некорректным представлять иные комментарии. С "иными комментариями" не преминул, однако, выступить президент Беларуси Александр Лукашенко, продолжив тем самым нагнетать создавшуюся в структуре нелицеприятную ситуацию. По словам известного своими чересчур теплыми отношениями с семьей Ильхама Алиева белорусского президента, вопрос обсуждался во время его встречи с Владимиром Путиным в Сочи. "Мы в свое время предлагали другие кандидатуры. Тогда нас не послушали", – отметил Лукашенко, сотворив маленькую сенсацию. И добавил, что президенты Беларуси и РФ "глубже посмотрели на эту проблему – с точки зрения той политики, которую проводит премьер-министр Никол Пашинян".
Претензий к Лукашенко, как и к кому бы то ни было из партнеров по ОДКБ, быть не может по целому ряду веских причин. Несмотря на объединение в одном военно-политическом блоке, понятно, что каждый из его членов отстаивает прежде всего собственные интересы, которые во многих случаях не совпадают с интересами других. Да и какие могут быть вопросы к лидеру государства, не скрывающего масштабных поставок вооружений в страну, находящуюся практически в состоянии войны с его партнером по ОДКБ?
Противоречия в организации давно не являются секретом ни для кого, как и тот факт, что по меньшей мере две из шести вовлеченных в блок стран являются скорее союзниками Баку, нежели Еревана. Прагматизм, сопряженный во многих случаях с откровенным пренебрежением договорными обязательствами, привел к соответствующему отношению к ОДКБ в том числе в Армении. Именно Армении в первую очередь это было наглядно продемонстрировано в целом ряде случаев, после чего взаимоотношения РА с членами организации обрели наконец лишенный каких-либо иллюзий и обусловленный исключительно жесткими реалиями характер.
В этих условиях получение в 2017 году поста генерального секретаря ОДКБ, вопреки желанию и интересам некоторых ее членов, было несомненным достижением армянской стороны.
СЕГОДНЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ О РОТАЦИОННОМ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВЕ, судя по всему, оказалась под угрозой. Причина известна: выдвинутое против Юрия Хачатурова обвинение в причастности к событиям 1 марта, его арест и последующее освобождение под залог. На этом фоне активизация получившего столь роскошный подарок Лукашенко и - в меньшей степени - Назарбаева, а также вброс и усиленное муссирование возможности вступления в ОДКБ Азербайджана якобы взамен на договоренности с Москвой о решении вопроса Арцаха по сценарию Баку вряд ли можно занести в актив новых властей Армении. Наоборот, именно скандал вокруг ОДКБ и Хачатурова стал лакмусом тех опасностей, которые таятся в опрометчивых, непродуманных и некомпетентных действиях правительства Пашиняна. Возможен, однако, и другой взгляд, предполагающий, что все как раз было сделано продуманно, осознанно и с далеко идущими целями. Сложные взаимодействия внутри ОДКБ не являются секретом ни для кого, и в силу этого в данном вопросе следовало проявить высшую степень осторожности и дипломатической компетентности в формальных вопросах, дабы сохранить свои позиции, либо откровенно пренебречь всеми возможными рисками, чтобы добиться той ситуации, которую сегодня имеем.
Дело, конечно же, не в личности самого Хачатурова. Если он действительно виновен в том, в чем его обвиняют, то должен нести ответственность, как и любой другой политик, так или иначе ответственный за события десятилетней давности. Тема избирательности правосудия, которое пока что привлекает в качестве не только обвиняемых, но даже свидетелей исключительно функционеров с одной стороны, заслуживает отдельного разговора. Речь в данном случае о другом: интересы государства настоятельно требовали приоритетности, ибо речь шла о репутации международной организации, в которой Хачатуров занимал высокий пост именно в качестве представителя этого государства, а не себя лично. Почему не были соблюдены формальности, почему вначале последовали предъявление обвинения и арест и только потом Ереван инициировал консультации о замене его на посту руководителя ОДКБ на другого своего представителя - так и осталось вопросом. Частичным ответом на него, по мнению ряда экспертов, стала отставка советника премьера по внешнеполитическим проблемам Арсена Харатяна, однако последствия для страны пока вырисовываются далеко не радужные.
ИМЕННО АРЕСТ ГЕНСЕКА ОДКБ, ПО СУТИ ДЕЛА, СТАЛ ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН, позволяющих экспертам и СМИ говорить о напряженности в отношениях Армении с ее ключевым союзником - Россией. Между тем обвинения в прозападной ориентации новых властей, которые все эти три месяца вовсю раскручиваются в российских СМИ, требовали и требуют особой деликатности от армянского правительства, продолжающего настаивать на своем намерении сохранять евразийский вектор внешней политики страны. В этом контексте заявления МИД РА следует воспринимать как намерения урегулировать фактический конфликт в рамках организации без ущерба для интересов страны и решимость отстаивать свои позиции в ОДКБ.
По сути дела, улаживание ситуации безотносительно к личности Хачатурова станет первым серьезным экзаменом для нового правительства и лично премьера на внешнем поле, который в существенной степени позволит ответить на многие вопросы. В том числе о том, умеют ли они извлекать уроки из собственных ошибок или личные и групповые интересы и безудержное стремление ставить форму выше содержания по-прежнему будут править бал в армянской действительности в ущерб интересам государства.
Марина ГРИГОРЯН