Спекуляция на религиозно-языковом факторе в урегулировании карабахского конфликта
В состоявшемся 3 сентября в городе Чолпон-Ата (Киргизия) заседании глав государств-участников VI саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) на тему «Национальный спорт и сотрудничество в молодежной сфере» принял участие и выступил с речью президент Азербайджана Ильхам Алиев. И, несомненно, вне зависимости от обсуждаемой тематики, часть выступления президент Азербайджана посвятил карабахскому конфликту, представил подходы азербайджанской стороны касательно данного вопроса, коснулся 20% земель, 7 районов, резолюций Совбеза ООН и событий в Ходжалу. В конце выступления Алиев выразил надежду, что новое руководство Армении займет конструктивную позицию и вскоре «в скором времени наши земли будут освобождены от оккупации, восстановится территориальная целостность Азербайджана, в регионе воцарятся мир и сотрудничество».
Сперва обратимся к формату встречи, затем – к содержанию данного заявления.
В заседании Совета сотрудничества тюркоязычных государств участвовали президенты 4 стран-участниц Совета – Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Турции, а также в качестве гостей – президент Узбекистана и премьер-министр Венгрии.
Если участие первых 5 государств в этом сформированном на языковой основе союзе понятно и логично, то участие премьера Венгрии Виктора Орбана во встречах подобного формата неоднозначно. Последний из-за проводимой им нелиберальной и авторитарной политики стал противоречивой фигурой в Европе.
Он примыкает также к националистическим кругам, которые пропагандируют превосходство белой расы, и одновременно пытается вернуться к этническим корням, восхваляя кровную связь венгров с тюркскими народами. В 2015 году во время визита в Казахстан Орбан даже заявил, что чувствует здесь себя как дома – в отличие от Евросоюза. Орбан стал известен армянской общественности после позорной сделки по экстрадиции в Азербайджан приговоренного к пожизненному заключению азербайджанского офицера Рамиля Сафарова, зарубившего топором спящего армянского офицера Гургена Маргаряна. Вследствие этой сделки были прекращены армяно-венгерские дипломатические отношения.
Заявление президента И. Алиева на встрече в таком формате, а именно созванной на языковой и этнической, кровной основе, вновь подтверждает, что азербайджанская сторона в рамках карабахского конфликта не гнушается, более того, активно спекулирует как на языковом, так и на этническом, а также религиозном факторах (посредством Организации Исламского сотрудничества). Таким образом предпринимается попытка исказить причины конфликта и придать ему опасные религиозные и этнические оттенки, что не способствует процессу мирного урегулирования. Понятно, что подобным образом Азербайджан стремится мобилизовать соседние с ним страны и оказать дополнительное давление на армянскую сторону.
Одновременно спекуляция на этническом и религиозном факторах свидетельствует, что доводы азербайджанской стороны касательно самих причин не являются достаточно прочными для обсуждений без эмоциональной окраски.
В плане содержания Алиев в данном заявлении повторяет известные подходы азербайджанской стороны и в то же время ожидает от армянской стороны конструктивности. Удивляет подход азербайджанской стороны касательно данного понятия: быть «конструктивным» означает, что Армения должна пойти на односторонние уступки и урегулировать конфликт в соответствии с азербайджанскими представлениями. Было бы хорошо, чтобы азербайджанские власти, помимо призывов к конструктивности, поступили бы аналогично и перенесли бы в конструктивное русло собственную позицию и поведение.
Тогда, пожалуй, не было бы и необходимости на мероприятиях, связанных со спортом или другими сферами, говорить о безопасности и конфликте, а кровно-этнические связи и религиозная солидарность послужили бы реализации общечеловеческих целей по совместному сосуществованию в мире и согласии.