Отправив сына в армию, Ильхам Алиев восстанавливает баланс
У стороннего наблюдателя может создаться впечатление, что в последний период вокруг Карабахского вопроса не зафиксировано никаких серьёзных развитий: конфликт остается замороженным, проблемы – неурегулированными. В контрасте с кажущимся внешне спокойствием – атмосфера обеспокоенности в имеющих непосредственную связь с конфликтом обществах – Армении, Арцахе и Азербайджане, связанная с перспективами урегулирования конфликта. Во всех трех случаях в общественных обсуждениях первостепенное место занимает дилемма войны и мира. Почти нет ни одного международного визита или дипломатической встречи, в ходе которых не отражалась бы карабахская проблема.
Интересная ситуация сложилась также в вопросе обеспечения силового баланса в широком смысле. Если с военной, жесткой силовой точки зрения первое место занимает Азербайджан, то с точки зрения мягкой силы, то есть не военной, а политической, правовой, моральной точек зрения, Азербайджан находится в роли преследующего. И это исходит из представлений сторон касательно конфликта и предпочтительных методов его решения.
Агрессивное поведение Азербайджана, которое базируется на нефтегазовом капитале, предполагает предпочтение в отношении к силовым решениям, вражескую риторику в отношении армян, демонстрацию силы и угроз, иногда их применение. Недавним примером является состоявшийся 15 сентября в Баку военный парад, посвященный «100-летию со дня освобождения Баку от большевистско-дашнакской оккупации», основным месседжем которого, по словам депутата Айдына Мирзазаде, было то, что: «подобные парады в ближайшем будущем будут также проведены в Степанакерте (в Ханкенди), Шуши и на других ныне оккупированных территориях Азербайджана».
Представление в соседней стране искаженной истории, пронизанной антиармянскими красками – уже принятая практика, что поддерживается и спонсируется «большим братом» – Турцией.
В этот раз президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также присутствовал на данном мероприятии и для сохранения высокого напряжения сделал приятные для слуха азербайджанских милитаристов заявления касательно сохранения закрытой армяно-турецкой границы и поддержке Азербайджана в карабахском вопросе.
В подобных обстоятельствах Армения вынуждена вступить в гонку вооружений и предпринять шаги в направлении увеличения оборонительных возможностей и сдерживанию агрессии.
С другой стороны, с позиций мягкой силы именно Армения, так скажем, ведет игру. Это стало особенно очевидным после бархатной революции в Армении, когда ещё больше повысилось позитивное восприятие Армении среди международного сообщества.
И без этого Азербайджан постоянно жаловался, что различные акторы демонстрируют особенную симпатию в отношении Армении, пытался посредством агрессивного и зачастую грязного лобби «купить» себе позитивный образ. В настоящее время, особенно когда Азербайджан оказался перед перспективой по окончательному утверждению в нежелательном списке недемократических стран, клан Алиева делает попытки ответить Армении балансом «мягкой силы», что не всегда служит своей цели.
К этому ряду стоит отнести заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева от 12 сентября: «ОБСЕ не должна оставаться равнодушной к случаям массового нарушения прав человека в Армении и под предлогом демократии, созданию в Армении нового режима диктатуры».
В подобных случаях лицемерие настолько очевидно, настолько ослепляющее, что и ОБСЕ, и другие вынуждены обеими руками «закрывать глаза».
13 сентября глава МИД Армении Зограб Мнацаканян, выступая на 39-й сессии Совета по правам человека ООН, коснувшись риторики армяноненавистничества в Азербайджане, отметил: «Азербайджанская государственная пропаганда является не только последствием слабых демократических институтов, отсутствия свободной прессы и низкого уровня прав человека». Подобное мнение касательно Азербайджана разделяют многие международные акторы.
Даже подобные условия не сковывают президента Азербайджана Ильхама Алиева от разговоров касательно уровня демократии. Более того, зачастую он не брезгует от примитивного подражания находящегося напротив, что может получить невероятные проявления, к примеру, азербайджанская диаспора, геноцид…
К этому ряду добавился ещё один пример: накануне, в Баку Гейдар Алиев принес присягу в присутствии своего отца – Ильхама Алиева, и матери – вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой. Если вспомнить, что всего 1-2 месяца назад премьер-министр Армении Никол Пашинян проводил своего сына в армию, то, как говорится, комментарии здесь излишни.
В вопросе урегулирования карабахского конфликта премьер Армении выдвинул новые или не столь новые тезисы, в частности, возможность включения Арцаха в состав Армении и непосредственное участие Арцаха в переговорном процессе. Сложно ожидать, что власти Азербайджана продублируют данные идеи и начнут переговоры с Арцахом. Ответ, скорее всего, будет в силовом поле – в виде стрельбы и военных учений, очевидцами чего мы являемся в последние дни.