Спасти Караундж от раскопок или провокаций?
Публикации, фотографии, видеоролики с хештегами #Спасемкараундж, #sos #saveqarahunj в последнее время часто стали появляться в соцсети Facebook. Причина – в проводимых на территории древнего каменного комплекса Зорац-Карер, или Караундж раскопках, расположенного в Сюникской области РА.
На сайте Change.org опубликована петиция с требованием спасти Караундж от раскопок, инициированных министерством культуры РА. Инициатор петиции – Нана Геруни – дочь советского ученого Париса Геруни. Именно Парис Геруни в результате различных исследований пришел к выводу, что древний каменный комплекс Зорац-Карер является древнейшей обсерваторией.
«В данный момент из-за действия псевдо-археологов перед угрозой исчезновения стоит представляющая национальную и международную историко-культурную ценность обсерватория Караундж, имеющая свыше 12-вековую историю. Рассматриваем это всё как заговор и преступление в отношении нашего народа», – сообщает Нана Геруни.
Она хочет обратить внимание Генпрокуратуры РА к данному факту, требует немедленно прекратить раскопки, восстановить комплекс, с целью его сохранения проводить круглосуточную охрану, а министерству культуры предлагает представить заявление касательно включения Караунджа в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В связи с опубликованной фотографией, на которой изображен поднимающий камень кран, сегодня был дан ответ из министерства. «Распространенная в соцсети данная фотография была сделана в 2011 году, когда на расстоянии около 400-500 метро от Караунджа создавалась копия, небольшой макет древнего поселения. Иными словами, представленная фотография не имеет никакого отношения с комплексом Зорац карер. Невооруженным глазом видно, что данные камни не являются оригиналом, они были нарезаны, на камнях были сделаны отверстия, чтобы они были похожи на оригинал. Вновь призываем воздержаться от распространения непроверенной информации», – говорится в сообщении министерства культуры РА.
Одна из пользователей соцсети Facebook Сусанна Арутюнян возмущена реакцией замминистра Тиграна Галстяна. Последний назвал данные сообщения провокацией и написал: «Спасем Караундж от провокаций».
Корреспондент Panorama.am побеседовал вокруг темы раскопок и связанной с ними обеспокоенности, а также возможных результатов раскопок с научным сотрудником Института археологии и этнографии НАН Армении Борисом Гаспаряном.
Он убежден, если раскопки проводит квалифицированный специалист, то он не сможет нанести вреда памятнику культуры. Он считает профессора Ашота Пилипосяна, который проводит в Караундже раскопки, опытным специалистом, знающим своё дело человеком, кроме этого, вместе с ним раскопки проводят также зарубежные специалисты.
«Раскопки повысят научную и культурную ценность памятника, понимаете? Пилипосян является квалифицированным специалистом. Вся проблема в том, что появляются полуграмотные люди, которые прочли за свою жизнь всего 2-3 книги, не имеют археологического подхода и мешают работе археолога. Утверждают, что Караундж – обсерватория, но это неубедительно. Это всего лишь теория, которой не против, однако она научно не обоснована», – отметил Б. Гаспарян, добавив, не найдено никаких фактов, убеждающих его в том, что Караундж был обсерваторией.
Он отметил, что в Армении есть более красивая обсерватория, куда можно отправлять туристов. Речь идет о Мецаморской обсерватории, на которой даже высверлены отверстия.
«Эта обсерватория может стать одной из страниц гордости нашей истории. Оставив Мецаморскую обсерваторию, мы говорим, мол, Караунджу 10 тысяч лет, когда на самом деле там нет даже осколков, частей, имеющих 10-тысячелетнюю историю. Есть в прошлом проведенные некоторые исследовательские работы, поверхностные материалы, самый ранний след материальной культуры датируется 2 тысячелетием до н.э., раньше этого – ничего не обнаружено. А вы как считаете, возможно ли, чтобы человек проводил определенную деятельность, однако не оставил следов? Так не бывает», – отметил он.
Б. Галстян подчеркивает важность проведения раскопок, в результате чего станет ясным, каким памятником он является на самом деле. Возможно, теория о том, что это обсерватория будет подтверждена, а, если нет, то это очень интересный памятник. Кроме этого, необходимо провести раскопки также древнего поселения, с целью понять, в каком веке были сделаны наскальные рисунки.
«Я припоминаю ту же историю, националистические силы подняли шум, мол, почему в Арени был распространен каннибализм. Ну, вот был и всё, на останках костей были обнаружены следы человеческих зубов, каннибализм был. Мне что скрывать это? Это так постыдно?» – отметил эксперт.
Обратившись к обеспокоенности в связи с повреждением камней во время раскопок, Б. Гаспарян посчитал это невозможным.
«Наоборот, возьмем, к примеру, комплекс Арени. Если бы там не были проведены раскопки, данный памятник через несколько лет просто бы исчез. Найденная древняя обувь вызвала широкий резонанс, поскольку представители международного научного сообщества также сказали, что это так. В конце концов, раскопки являются средством сохранения памятника. Если на территории памятника не проводятся раскопки, он рано или поздно погибает, исчезает. Именно археологи оживляют памятники. Другой вопрос, следить за тем, верно ли проводится археологическое вмешательство или нет. Я не владею подобными сведениями касательно Караунджа, но я долгое время знаю Пилипосяна, также есть зарубежные специалисты», – отметил он.
Научный сотрудник института напоминает, любым раскопкам должны следовать восстановительные работы комплекса.
Научный сотрудник института не был в Караундже во время раскопок, не разговаривал с другом-археологом, они не обменивались данными, планирует в ближайшее время обязательно побывать там по дороге в Сюникскую область РА.