30 секунд, изменивших судьбы: после землетрясения 1988 года в Армении мать под завалами кормила ребенка кровью из пальца
Мариам почти столько же лет, сколько и землетрясению, точнее – она старше на пару месяцев, родилась в августе 1988 года. Летом день ее рождения отметили с большим размахом, сегодня она – востребованный специалист.
7 декабря 1988 года в Армении произошло землетрясение. В Гюмри Мариам с матерью – Эммой – провела под завалами более 7 дней, и мама кормила ее кровью из своего пальца. Этой уникальной историей интересовались и рассказывали об этом больше иностранные СМИ. Эмма Акопян работала в школе №2 Ленинакана (ныне – Гюмри) учительницей английского языка, затем в школе №32 – замдиректора, телекомпании «Ширак» – редактором… Сейчас семья проживает в Ереване.
Под завалами 5-этажного дома по адресу улица Светлова, 111, имеющего 3 подъезда, обнаружили живыми 4 человек. Во время подземных толчков 25-летней женщине с малышкой на руках выбраться не удалось. Мать с трехмесячной дочерью оказались под завалами.
«Одна нога у меня была неподвижна, придавлена камнем. Одну руку я положила между малышкой и панелью, другую – на легкие, чтобы она не простудилась. На тот момент Мариам было 3,5 месяца, и на ней были всего лишь 2 кофточки. 12 декабря ей исполнилось 4 месяца, а 14 декабря нас вызволили из-под завалов. Мы оставались под завалами 7 дней, 6 часов и 40 минут», – рассказала Panorama.am Эмма Акопян.
Под завалами было темно, день и ночь смешались. Сколько дней они пролежали под обломками рухнувшего дома, она узнала лишь потом. В течение 3 дней Эмма кормила дочь грудью, потом почувствовала, что молока не хватает, ребенок нуждается в воде, постоянно причмокивает губками.
Эмма рассказывает о примечательном случае накануне землетрясения: вечером 6 декабря она развешивала шторы после ремонта квартиры, взгляд упал на лежащие в шкафу газеты, решила их тоже привести в порядок, ненужные выбросить.
«В руки мне попалась старая англоязычная газета. Я ее читала еще в студенческие годы. В ней рассказывалось, что люди на протяжении целого месяца выживали на необитаемом острове, питаясь лошадиной кровью, тем самым восполняя нехватку воды. Под завалами я вспомнила эти строки. А вокруг недостатка в осколках стекла не было. Мне с трудом удалось дотянуться до одного из осколков, с его помощью проколола палец. Сделала это скорее инстинктивно. Я тогда думала только об одном – спасти своего ребенка. И я не совершила никакого геройства, я всего лишь спасла свою дочь. Так поступила бы любая мать», – вспоминает те дни Эмма Акопян.
Эмма Акопян показывает, какой палец проколола.
С тех пор прошло 30 лет, но справиться с психологической проблемой не удается. «Если мне вдруг захочется пить, но воды не будет, не смогу утолить жажду, сойду с ума. Мне будет казаться, что больше никогда воды не будет и я умру от жажды», – рассказывает она.
После того, как спасатели через небольшое отверстие вызволили ребенка, она была госпитализирована в одну из больниц Еревана. Врачи называли случившееся чудом – на теле малышки, которая в руках матери провела под завалами больше недели, не было ни одной царапины. Мать же малышки смогли вызволить из-под завалов лишь спустя 6 часов. Только чудом сломавшаяся панель не упала ей на голову.
В феврале 1989 года Католикос Вазген I пригласил Эмму Акопян с сыном и дочерью в Первопрестольный Св. Эчмиадзин. На встрече присутствовала и поэтесса Сильва Капутикян.
Семья Хачатрянов до рождения Мариам потеряла свою старшую дочь. Через пару дней после рождения умер и брат-близнец Мариам.
«Всю жизнь мечтала о дочери, родилась двойня. Состояние дочери – Мариам – было очень тяжелым, врачи не давали никаких надежд, что она выживет. Ее брат же, который родился более здоровым и с большим весом, скончался. А Мариам выжила. Должна была выжить», – рассказывает Эмма Акопян.
А ее старший сын, которому в 1988 году было 6 лет, в момент землетрясения находился в детском саду. Находящийся на работе муж первым делом отправился к сыну, увидел – здание детсада выстояло. Забрал сына и поспешил домой. Дома больше не было.
Прошедшая через столько трудностей Эмма Акопян всех, а в особенности женщин, матерей призывает ни в коем случае не отступать, не отказываться от детей что бы ни случилось.
«Связь матери с ребенком не должна обрываться. Нужно осознавать, что из любой ситуации есть выход. Никогда нельзя отчаиваться, нужно проявлять терпение. Нужен оптимизм», – отмечает она.
Женщину беспокоит сегодняшнее положение города Гюмри, и спустя 30 лет в городе множество времянок, большой уровень бедности, уже второе поколение создает семьи в этих условиях.
«Мне бы очень хотелось вернуться в Гюмри. Но там нет главного – работы. Хотя сейчас мой сын, невестка, внуки – в Ереване. Оставлять их надолго тоже не хочется», – отмечает она.
При этом Эмма Акопян в обиде на прежние власти. Члены ее семьи удостоились высокого приема в разных странах, по ее словам, во Франции им предложили пособие и жилье, но они отказались. Здесь же они попросили содействия в вопросе трудоустройства матери и дочери с высшим образованием, но адресованные представителям власти письма остались без ответа.