«30 лет после землетрясения в Гюмри»: переживший трагедию художник рассказал, что они не видели ни света, ни надежды
Художник, профессор искусств Гарик Манукян 30 лет назад 7 декабря спокойно сидел у себя дома и кормил своего 6-месячного ребенка. Он почувствовал подземные толчки, однако не представил, что их ждет.
«У нас был частный дом. Мне показалось, что это обычное землетрясение, которое бывало и раньше, ничего опасного тоже нет. Моя мама сказала, чтобы все мы покинули дом. Я взял ребенка и вышел.
Земля уходила из-под ног. И в этот момент я понял, что происходит нечто серьезное. Голоса…Ограды всех домов нашего района оказались на земле. Никогда не видел ещё наш район таким: в прошлом, когда я выходил из дома видел ограды, дома, а в тот момент виднелись лишь сады. Необычная картина», – рассказал в беседе с корреспондентом Panorama.am Гарик Манукян.
Он рассказал, что попытался дойти до дома своего брата, который жил в многоквартирном здании, подумал, что точно будут повреждены здания или разрушены. «Я пытался добраться до здания на автомобиле, однако в городе были пробки. Кое-как доехал, увидел, что здание стоит. Слава Богу, никто не пострадал», – рассказал Гарик Манукян.
Трагедию художник попытался представить и отразить в своем искусстве. «После землетрясения – в 1989 году, я создал серию, к которой потом не смог вернуться. Эта коллекция была представлена во Франции. В это время у меня была схожая с абстракционизмом ситуация: динамика, движение, пассивность, рисовал спокойно», – отметил Г. Манукян.
Он отметил, что их поколение, поколение чуть старше и те, кто были после, казалось бы, осуждены на разрушения от землетрясений, в то время, как это лучшие годы их сверстников, которые нужно было прожить красочно, однако у них получилась грустная история, которая продолжилась на протяжении долгих лет, возможно, продолжается и до сих пор.
«Мы сумели вынести всё это за счет своих нервов, своего благосостояния, однако мы не покинули город, поскольку было множество серьезных для решения проблем. Несколько деятелей искусства также не покинули город, мы попытались сделать то, что было необходимым. Был создан Филиал Ереванской государственной академии художеств в Гюмри. Если бы эта Академия не была создана, возможно, в Гюмри и не осталось бы деятелей искусств, поскольку мы не видели никаких целей, ни надежды, ни света», – рассказал художник.
Сейчас он руководит Филиал Ереванской государственной академии художеств в Гюмри, где обучается поколение, которое не было очевидцем этой трагедии, хотя, несомненно, они слышали различные истории, видели фотографии. На вопрос, обращается ли сегодняшняя молодежь в искусстве к трагедии 30-летней давности, основываясь на услышанные истории и увиденные фотографии.
«Нет, они не обращаются к этой теме, мы и не хотим напоминать, не хотим даже обращаться к этому. Как правило, мы воздаем дань уважения памяти невинных жертв, три дня назад открылась выставка, мы воздали дань уважения памяти невинных жертв землетрясения 7 декабря. Никогда не стояло задачи, чтобы они обращались к этой теме. Было бы хорошо, если бы в этот день мы просто вспоминали, говорили больше о достижениях», – отметил он.
Обратившись к сегодняшним проблемам Гюмри, Г. Манукян отметил, что основной проблемой является безработица, вследствие чего город опустошается.
«На сегодняшний день отсутствуют заводы, предприятия, нет рабочих мест, между тем в самом начале нужно было об этом думать, чтобы у людей были средства. Нужно было думать о самом важном, к сожалению, никто не подумал об этом», – рассказал художник.