Суд приговорил самого «кровавого маньяка» России ко второму пожизненному сроку
Иркутский областной суд вынес еще один приговор экс-милиционеру Михаилу Попкову, более известному как «ангарский маньяк». Четыре года назад он уже получил пожизненный срок за 22 доказанных убийства и сразу сознался еще в 60 эпизодах. По числу загубленных жизней Попков превзошел печально известных Чикатило и Пичушкина. О похождениях самого кровавого маньяка в истории России – в материале РИА Новости.
Схожий почерк
Летом 1992-го в дежурную часть отдела милиции Ангарска позвонил взволнованный человек и сообщил, что нашел в лесу убитую женщину. К месту ЧП выехала следственно-оперативная группа. Осмотрев тело, силовики выдвинули несколько версий: бытовой конфликт, ограбление, случайная ссора с незнакомцем. О том, что в городе завелся маньяк и погибшая – его первая жертва, тогда никто не подумал.
Изнасилованных и убитых девушек находили с пугающей регулярностью, а осенью 1994-го в окрестностях города обнаружили сразу два трупа. По каждому эпизоду сотрудники прокуратуры возбуждали уголовные дела, однако в одно производство их не объединяли. Либо не замечали схожесть почерка преступника, либо не хотели этого замечать.
Всерьез о серийном убийце заговорили лишь в конце девяностых. Сформировали следственно-оперативную группу, но никаких результатов долго не было. Выйти на след маньяка помогла экспертиза ДНК, которую в нулевых брали практически у всех жителей Ангарска. В итоге сперма, обнаруженная на телах трех жертв, совпала с образцами одного из подозреваемых. Это произошло лишь в 2012-м.
Двуликий Янус
Маньяком оказался бывший помощник оперативного дежурного отдела милиции Михаил Попков. К тому времени он уже уволился из органов и занимался перепродажей иномарок. Экс-силовика задержали в поезде, когда он ехал за очередным автомобилем во Владивосток. Попков не сопротивлялся, а на допросе сознался в 20 убийствах.
Практически всегда маньяк действовал по одной схеме: жертв караулил возле злачных мест и на остановках. Предлагал подвезти, потом угощал спиртным. Довольно часто Попков «таксовал», не снимая милицейской формы, – человек в погонах вызывал у многих девушек чувство защищенности. Ночное рандеву для них, как правило, заканчивалось в лесу, где добросовестный милиционер Михаил перевоплощался в хладнокровного серийного убийцу.
«Он как двуликий Янус. По сути, в нем жили два разных человека: днем – законопослушный гражданин, которого все знали как Мишу-милиционера, –рассказывает РИА Новости следователь по особо важным делам первого отдела СУ СКР по Иркутской области подполковник юстиции Евгений Карчевский. – А с наступлением ночи Попков превращался в жестокого зверя, не знающего жалости, человечности и сострадания. Он с полным безразличием в глазах совершал кровожадные и жестокие расправы. Причем эта трансформация была осознанной и желаемой».
На некоторые убийства Попков выезжал в составе следственно-оперативной группы. Пока его коллеги осматривали место происшествия и искали улики, маньяк проверял, не оставил ли серьезных зацепок. Однажды он все же просчитался – девушка выжила. Она не только уверенно описала насильника, но и сообщила, что он работает в милиции. Правда, под подозрение Михаил тогда не попал.
Признания «со смаком»
После поимки Попкову предъявили обвинения в 22 убийствах и двух покушениях. В январе 2015-го Иркутский областной суд назначил ему пожизненное лишение свободы. Однако после приговора маньяк признался еще в 60 преступлениях. Как выяснилось, он выходил на «охоту» даже после увольнения со службы – вплоть до 2010-го. Возраст жертв варьировался от 16 до 50 лет.
«Показания он давал поэтапно, восстанавливая в памяти совершенные преступления, – отмечает Евгений Карчевский, возглавивший следственно-оперативную группу в 2014-м. – Об обстоятельствах рассказывал добровольно, с пафосом и даже смакуя».
Новое расследование затянулось почти на три года, а объем уголовного дела составил 322 тома. «Разумеется, сложностей хватало. Ведь до этого в России отсутствовала следственная и судебная практика по аналогичным преступлениям, совершенным в таком количестве, – объясняет Карчевский. – К тому же география местонахождения свидетелей распространилась от Калининграда до Новой Зеландии. На допросы людям приходилось приезжать из Германии, США и других стран».
Следователи проделали колоссальную работу – провели более 300 экспертиз, а главное, восстановили улики преступлений, совершенных еще в девяностые. В частности, отыскали 20 захоронений, фрагменты костных останков жертв, их личные вещи, орудия убийств – топоры, отвертки и ножи.
«На своей "Ниве" я привез в лес двух неизвестных мне девушек, мы распивали спиртное, а потом произошел конфликт, – вспоминал Попков на следственном эксперименте об обстоятельствах двойного убийства. – Я взял из багажника топор и нанес несколько ударов по голове сначала одной, а потом второй спутнице. Они пытались сопротивляться, но бесполезно».
Влечение убивать
Судебно-психиатрическая экспертиза показала, что маньяк был вменяем и полностью отдавал отчет в своих действиях.
«Если отбросить преступления, которые Попков совершил, можно сказать, что он начитанный, грамотный, общительный и довольно разносторонний человек. Хорошо поставленная речь, есть навыки психологического воздействия на оппонента во время беседы, – продолжает Карчевский. – Также Попков – примерный семьянин, к дочери относился с трепетной любовью, буквально пылинки с нее сдувал. А вот с женой у него не ладилось, хотя на людях и изображал заботливого мужа».
В СМИ неоднократно всплывала информация о том, что в начале девяностых Попков узнал об измене супруги. Чтобы сохранить семью, он простил жену, однако обиду на женщин затаил.
«Мотив убийств у Попкова был один – женоненавистничество, – считает Карчевский. – Также у него выявили гомицидоманию, то есть непреодолимое желание убивать людей. Это отклонение не влияет на психофизиологическое состояние».
Иркутский областной суд вынес Попкову еще один приговор – по обвинению в 59 убийствах и одному покушению на убийство. Однако на дальнейшую судьбу маньяка это серьезно не повлияет – оставшуюся часть жизни он и так проведет за решеткой. Впрочем, преступник не унывает. «Даже находясь в местах лишения свободы, он поддерживает хорошую физическую форму, – резюмирует Карчевский. – В свои 54 года подтягивается 50 раз».
После оглашения приговора Попкова этапировали из СИЗО в одну из колоний особого режима для пожизненно осужденных.