И.о. премьера Армении Никол Пашинян: Стратегическая инициатива как была, так и продолжает оставаться в руках наших ВС
«В вопросе Арцаха ничего нового нет», – заявил сегодня, 19 декабря в беседе с журналистами и.о. премьер-министра Никол Пашинян, комментируя заявление главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова о достижении взаимопонимания в вопросе урегулирования карабахского конфликта с министром иностранных дел РА Зограбом Мнацаканяном в Милане.
«В Милане главы МИД Армении и Азербайджана согласовали заявление, было отмечено, что этого не удавалось сделать на протяжении долгого времени и, наконец, было согласовано. Было сделано множество подобных заявлений за последние 24-25 лет».
По его словам, в вопросе Арцаха ничего нового нет. «Активность такая, как вам известно. Если сравнивать с прошедшими 25 годами, то активность можно считать чуть выше низкой», – отметил и.о. премьер-министра.
Обратившись к встрече с личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком, Н. Пашинян отметил, что он периодически посещает регион. По его словам, поскольку данные визиты в основном носят рабочий характер, бывали случаи, когда они даже не освещались, однако он поручил, чтобы все контакты освещались в обязательном порядке.
Обратившись к звучащим со стороны Азербайджана заявлениям и реакции Армении на это, и.о. премьер-министра отметил: «Когда азербайджанская сторона делает какие-то комментарии, которые содержат в себе оптимистические элементы, честно говоря, меня удивляют комментарии ряда армянских аналитиков. Первым предположением является то, что здесь налицо какой-то заговор. А почему не рассматривается такого варианта, что, может, правительству Армении удалось привести убедительные доводы? В ночь, когда я из Санкт-Петербурга прибыл в Гюмри, пресс-служба президента Азербайджана распространила сообщение касательно того, что состоялся разговор. Кстати, мы договорились, что будем предоставлять подобные короткие сообщения, и тот факт, что первыми распространили сообщение они, можно сделать из этого большие выводы. Вновь повторяю, что любой человек может изучить сказанное мной – ни одно правительство Армении ещё не было столь прозрачным в вопросе Карабаха, как наше правительство».
Обратившись к достигнутым в Вене и Санкт-Петербурге договоренностям, Н. Пашинян отметил, что вся проблема заключается в том, что Азербайджан с самого начала утверждал, что подобных договоренностей и вовсе нет. «Что касается этой повестки, то это повестка официального переговорного процесса, который проводится с участием сопредседателей. Хочу обратить внимание всех на тот факт, что я не принимал участия в каком-либо официальном переговорном процессе. Я вообще не участвовал ни в каком переговорном процессе. Дважды мы провели небольшой разговор с Ильхамом Алиевым», – отметил он.
На вопрос, являются ли достоверными сведения азербайджанской стороны о том, что в нахиджеванском направлении им удалось взять под контроль 11 тысяч гектаров территории, Н. Пашинян ответил: «Если не ошибаюсь, то министр обороны несколько раз приглашал группу журналистов, они посетили и на месте ознакомились с приграничной ситуацией. Сейчас вижу, что представители прежних властей выступают с какими-то комментариями. Позиционные передвижения в нахиджеванском направлении, которые произошли, 95% из них произошли в период с февраля по май. Если что-то и было, то оно имело место именно в эти месяцы. На самом деле определенные передвижения позиций имели место, и происходило это с обеих сторон. Официально заявляю, что территории, которые по положению на 8 мая были под контролем ВС Армении, продолжают оставаться под нашим контролем. Я даже говорил, что в результате этих процессов позиции наших ВС улучшились, и стратегическая инициатива как была, так и продолжает оставаться в руках наших ВС».