Гагик Макарян: До начала процесса оптимизации министерств в Армении людей нужно было устроить на работу
«В экономическом смысле в 2018 году в Армении были зафиксированы и некоторые достижения, и некоторые упущения, обусловленные инерционными процессами», - об этом в беседе с корреспондентом Panorama.am сказал председатель Республиканского Союза Работодателей Армении (РСРА) Гагик Макарян, подводя экономические итоги 2018 года.
По его словам, после революции некоторые экономические развития произошли благодаря работодателям, которые, не имея никаких препятствий, попытались самостоятельно развивать свой бизнес.
«Иными словами, не наблюдалось подавляющего влияния монополий, коррупционных явлений, никто не препятствовал им, вместе с этим же правительство, не осуществив существенных реформ, не создало препятствий для представителей бизнес-среды.
Даже лучшие реформы, которые казались удачными, в случае с частными предпринимателями могут вызвать проблемы, то есть - бизнес должен адаптироваться к изменениям», - отметил он, добавив, что, если изменений нет, представители бизнес-среды не станут тратить время, чтобы суметь адаптироваться к сложившейся ситуации.
С другой стороны, по словам Г. Макаряна, это может иметь негативные последствия, если в течение времени ничего не предпринять в сфере экономики.
Обратившись к изменениям в Налоговом кодексе, Г. Макарян отметил, что Налоговый кодекс должен быть пересмотрен таким образом, чтобы были внесены изменения не только по части подоходного налога, но также такие положения, которые поспособствуют развитию бизнеса. «У нас имеются глобальные проблемы, которые связаны с ненадлежащим выполнением ряда законов», - отметил он.
Что касается деятельности государственных структур, Г. Макарян отметил, что в прошлом году государственные органы не сумели осуществить полноценную работу.
«Несмотря на призывы премьер-министра, институт вице-премьеров не сумел обеспечить эффективности, что ожидалось. Свыше половины министерств проявили пассивность, мы не увидели того, что министерство образования и науки РА провело реформы, небольшой прогресс обеспечило министерство труда и социальных вопросов, а министерство экономического развития и инвестиций не успело претворить в жизнь цели экономического развития и находиться рядом с представляющими интересы бизнес-среды организациями, то есть, почти все министерства проявили пассивность и существующие в экономике достижения я бы приписал бизнесу, нежели государственным органам. Это означает, что именно работодатели и представители бизнес-среды продолжили их дело», - отметил он.
Однако, он не недооценивает все те усилия премьер-министра и правительства, нацеленные против теневого сектора, коррупции, монополий. В то же время он отметил, что эта борьба также должна быть пересмотрена.
«Действующая на сегодняшний день модель должна быть методологически пересмотрена», - отметил Г. Макарян.
Обратившись к процессу оптимизации министерств, Г. Макарян подчеркнул, что государственный аппарат на протяжении многих лет был искусственно раздут, посему он выступает за оптимизацию.
«На самом деле имеется необходимость в проведении сокращений, оптимизации. Я использую определение оптимизации, которое означает: в некоторых структурах могут сократить число людей, в некоторых - увеличить, однако, самой главной задачей здесь является институт ответственности государственных должностных лиц. Те министры, которые ненадлежащим образом выполняют работу, причиняют ущерб, должны нести ответственность за то или же мы должны настолько улучшить данную системы, чтобы снизить вероятность нанесения подобных убытков», - отметил Г. Макарян и добавил: «Большая часть министров, казалось бы, остается, однако, эти министры не сумели полноценно управлять одной сферой, направлением, сейчас есть обеспокоенность касательно того, как министры будут управлять сразу 4-5 направлениями, которые будут объединены в одном министерстве».
По его словам, если сейчас осуществляется процесс сокращений, то, исходя из логики, необходимо таким образом улучшить эту систему, чтобы, в первую очередь, все государственные органы служили стоящим перед Арменией вызовам. «На сегодняшний день четко не зафиксировано, какой конкретно цели должна служить та или иная государственная структура», - подчеркнул он.
В то же время Г. Макарян отметил, что процесс объединения министерств превратился в хаос, поскольку не было проведено серьезных обсуждений с представителями представляющих бизнес-интересы структур. Между тем, по его словам, в подобной ситуации должен был состояться диалог между представителями частного сектора и государственных структур.
«Проблема заключается не в том, по сколько заместителей по каждому направлению будет у того или иного министра, нет, здесь налицо более сложные проблемы. В случае сокращения государственного аппарата, работу должны продолжить более профессиональные сотрудники, однако, возникает вопрос: на самом ли деле профессионалы продолжат работать. Кроме этого, мы знаем, что во многих управлениях число сотрудников большое, посему государственные органы должны были сотрудничать с представителями частного сектора и сказать, каких специалистов собираются сократить, а мы, в свою очередь, могли бы помочь, чтобы устроить их в этой сфере. То есть, если бы государственные органы сотрудничали, мы бы смогли им помочь. Но сейчас эти люди оказались в неопределенной ситуации, поскольку знают, несмотря на то, что в течение шести месяцев будут получать зарплату, но, возможно, после этого не смогут найти работу, поскольку рынок труда оснащен некачественными кадрами»,- отметил Г. Макарян.
Он выразил надежду, что государственные структуры последуют их призыву и начнут сотрудничать с представителями частного сектора, в противном случае не исключено, что недовольства не прекратятся и люди вновь выйдут на улицы.
Г. Макарян в то же время отметил, что проводимые в государственном аппарате сокращения пройдут в 3-4 этапа. На первом этапе будут сокращены министерства, на втором этапе - муниципалитеты, на третьем этапе - общины, где работает множество людей.
«В областных администрациях работают по 20-30 сотрудников, в мэрии - около 100-120, что является абсурдом. На четвертом этапе могут быть сокращены другие государственные органы. Самое главное то, чтобы правительство пересмотрело предполагаемую по уставу миссию и цели министерств, и после их установления проследит за тем, в какой из структур есть необходимость в наборе специалистов. Неслучайно, что в некоторые отделы некоторых управлений открыты и работают с 9:00 до 20:00, что означает, что они не успевают, а, если не успевают, то работают либо неэффективно, либо сотрудников мало. То есть, нужно обратить внимание также на эти проблемы»,- резюмировал Г. Макарян.