«Бархатный» тариф на газ в Армении
Днями ранее исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян заявил, что стоимость российского газа для Армении выросла со 150 до 165 долларов за тысячу кубометров, однако, тариф на газ для потребителей не будет повышен.
Из этого заявления неясно, на протяжении какого времени возможно будет поставлять газ потребителям именно по этой цене, кроме этого возникает вопрос, на самом ли деле тариф на газ будет изменен для юридических лиц или они также продолжат платить по старой цене? Следующий вопрос в том, за счет каких ресурсов будет сохранен прежний тариф на газ для потребителей, если на границе его цена повысилась на 10%?
Каковы причины повышения тарифов на газ, как это повлияет на экономику: корреспондент Panorama.am побеседовал вокруг данных вопросов с экономистом Карленом Хачатряном и экспертом по энергетической геополитике и международной безопасности Арменом Манвеляном.
Тариф на газ является политическим вопросом
По словам Карлена Хачатряна, договоренности вокруг цены на газ необходимо рассматривать исключительно в политической плоскости.
По его словам, как при прежних правительствах, так и при действующем правительстве цена на газ сформировалась в результате договоренности между правительствами Армении и России.
«Нужно рассматривать вопрос именно в этом контексте, поскольку, если посмотреть на тарифы поставляемого Россией в другие страны газа, увидим, что таким образом РФ пытается продемонстрировать отношение к стратегическим, партнерским, а также не столь партнерским государствам. Хоть и подорожание на 15 долларов не столь велико, тем не менее, таким образом, Россия адресует определенные месседжи. По моему глубокому убеждению, повышению тарифа на газ поспособствовал политический фактор», – рассказывает К. Хачатрян.
Экономист отмечает также, что о переговорах между и.о. премьер-министра Армении Николом Пашиняном и президентом России Владимиром Путиным мы знаем лишь то, что цена на газ для потребителей – 150 долларов, а остальные вопросы пока остаются без ответа, то есть, по его словам, нет прозрачности.
«Не понимаем, за счет каких ресурсов будет выплачиваться тариф на газ, чтобы этого не почувствовал потребитель, сохранение цены касается только физических или юридических лиц, организаций? Здесь используется термин “субсидирование”, а это предполагает, что это будет реализовано за счет государственных средств, то есть, есть вопросы, из-за отсутствия ответов на которые не можешь продемонстрировать четкую позицию или дать комментарий, больше делаем предположения», – отметил он.
К. Хачатрян считает, что повышение цены на газ приведет к социальным проблемам. «Не думаю, что механизм субсидирования будет действовать долго, рано или поздно потребитель на своей коже почувствует данное подорожание, а это, естественно, в условиях действующих социальных проблем вызовет серьезные проблемы», – пояснил он.
Поставляющее газ государство в роли диктующего цены
По словам эксперта по энергетической геополитике и международной безопасности Армена Манвеляна, изменение тарифа на газ обусловлено межгосударственными отношениями, поскольку в отличие от формирования цены на нефть, не существует системы международного ценообразования тарифов на газ.
«Если цены на нефть одинаковые во всем мире, и она рассчитывается по ценам бирж Лондона и Нью-Йорка, то в случае цен на газ подобная система отсутствует. К примеру, в Японии цена на газ составляет 600 долларов, в Европе – 250-300 долларов. То есть, ценовые колебания являются нормой в случае с газом и в этом случае страна-поставщик газа всегда имеет преимущества, поскольку она в роли того, кто диктует тариф. И зачастую цена решается, исходя из экономических и политических отношений», – подчеркнул он.
А. Манвелян считает, что повышение цены на газ возможно связано с некоторыми процессами, начатыми против компании «Газпром-Армения». «Вероятнее всего, что это связано с данным явлением, и поэтому было принято решение о повышении тарифа. Проблема в том, что политика ценообразования находится в руках правительства Армении, Кремль решает тариф на газ на границе, однако, цена на газ внутри Армении решается в результате переговоров между государством и поставщиком. Возможно, повышение тарифа было персонализированным, политическим решением, хоть и нужно отметить также, цена на российский газ в Европе повысилась, могут также объяснить тем, что налицо общее повышение тарифов на газ», – пояснил он.
Он в то же время отмечает, что газ по самым низким тарифам в регионе поставляется Армении. «Например, Грузия закупает азербайджанский газ по 200-215 долларов, Турция – по 290 долларов, Иран продает свой газ Турции – по 300-400 долларов», – отметил эксперт.
По словам А. Манвеляна, повышение тарифа на газ может быть следствием некомпетентного поведения людей – представителей власти, то есть, соответствующие лица своевременно не занялись данным вопросом, не поняли, что предпринятые ими шаги могут иметь подобные последствия.
«Это касается окружения премьер-министра, представители которого ответственны за это. Премьер не может понимать каждую деталь, связанную с формированием цены на газ. Должен отметить, что перед встречей Пашиняна и Путина я встретился с одним из советников премьер-министра, мы говорили на эту тему, и у меня создалось такое впечатление, что он тоже не понимает, как можно решить этот вопрос, следовательно, это проблема, поскольку нам нужны специалисты по всем направлениям», – отметил эксперт.
А. Манвелян утверждает, что из этих переговоров неясно, как долго сохранится тариф в 165 долларов на границе. По его словам, экономика Армении может «переварить», однако, повышение тарифа ещё на 15 долларов создаст проблемы.
«Ради справедливости стоит отметить, что мы бы не столкнулись с этой проблемой, если прежние власти настойчиво не стремились бы снизить цены на границе, и сохранить их внутри Армении. В последний раз подобное снижение цен произошло при экс-премьере РА Овике Абрамяне, когда цена на газ на границе снизилась со 150 до 165 долларов. В то время я сказал, что это не столь верный шаг, поскольку, когда экономика приучается к дешевому газу, а цена не может постоянно сохраняться на одном уровне, затем подниматься, экономика встанет перед коллапсом и каждый раз мы будем сталкиваться с проблемами, пока экономика адаптируется к новой цене. В своё время, когда цена на газ на границе составляла 186 долларов, наша экономика вполне нормально работала. Это является следствием отсутствия энергетической стратегии. Не знаю, задумаются ли сейчас над этим или нет, но я посоветовал, чтобы по результатам переговоров с российской стороной было достигнуто согласие вокруг цены на газ на ближайшие три года, чтобы была четко установлена цена на газ и за этот период была разработана энергетическая стратегия», – отметил он.
Обратившись к соглашению о продаже 20% акций компании «АрмРосгазпром» («Айрусгазард») российскому концерну «Газпром», А. Манвелян отметил, что по соглашению посредством «Газпром-Армения» поставка газа Россией будет осуществляться до 2043 года.
По его словам, многим кажется, что в подобных условиях Армения не может осуществлять закупки газа у других стран, однако, это не так, армянская сторона может закупать газ из других стран, в том числе – из Ирана, поскольку по данному соглашению ограничений нет.
«Если можно закупать дешевый газ, тогда пускай закупают, просто по данному соглашению устанавливается, что до 2043 года продажей газа на внутреннем рынке потребления в Армении будет заниматься компания “Газпром-Армения”. Вот об этом соглашение, то есть, инфраструктуры твоей страны принадлежат данной компании, поскольку были проданы ей», – отметил эксперт.
Что касается темы импорта газа из Ирана, А. Манвелян отметил, что в случае строительства третьей высоковольтной линии электропередачи Армения-Иран, в рамках программы «газ в обмен на электроэнергию» Армения сумеет увеличить объемы импорта газа из Ирана в 2-3 раза, и поставлять Ирану электроэнергию в аналогичном объеме.
Он напомнил, что третья высоковольтная линия электропередачи Армения-Иран должна была быть сдана в эксплуатацию ещё в прошлом году, однако, данная программа пока ещё «топчется» на месте.
В то же время Арсен Манвелян сообщил, что у Ирана имеются проблемы с добычей газа, Иран является основным потребителем производимого им газа. Иными словами, закупка дешевого газа у Ирана является проблемой.
Смежные статьи
- Экономист – радио «Эхо Москвы»: Повышение Москвой тарифа на газ – наказание за «бархатную революцию» в Армении
- «Коммерсантъ»: Ереван не поднимет цену газа, но «Газпром» может снизить инвестиции в Армении
- И.о. вице-премьера Армении Мгер Григорян и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер обсудили поставки газа
- «Потом возвестят о накопленной задолженности на 200 млн»: юзеры о тарифе на поставляемый Армении российский газ
- Дмитрий Песков: Переговоры России и Армении по газу будут интенсифицированы