«Не может быть никакого принуждения»: Д. Бабаян о встрече глав МИД Армении и Азербайджана и заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ
Состоявшаяся 16 января в Париже встреча исполняющего обязанности министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым стала предметом для обсуждения граждан, политологов и пользователей соцсетей.
Обсуждения и удивление усилились после публикации заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ о том, что «министры обсудили широкий круг вопросов, связанных с урегулированием карабахского конфликта, и договорились о необходимости принятия конкретных мер по подготовке населения к миру».
О чем говорилось, что обсуждалось и после чего пришли к договоренности? Эти вопросы остаются без ответа. Вокруг данной темы корреспондент Panorama.am побеседовал с руководитель Главного информационного управления аппарата президента Республики Арцах Давидом Бабаяном.
– Г-н Бабаян, состоявшаяся 16 января встреча глав МИД Армении и Азербайджана была четвертой по счету. Как вы оцените эффективность предыдущих трех встреч и какие развития могут последовать за 4-й встречей?
– Мы всегда заявляли, что приветствуем подобные встречи, поскольку рассматриваем их обеспечивающее продолжение мирного переговорного процесса явление, а также как важный компонент – в плане поддержания мира и стабильности в регионе. Подобные встречи важны и потому, что в Армении произошла смена власти, и процесс урегулирования карабахско-азербайджанского конфликта продолжается после этой смены власти, он не вошел в тупик или в опасный этап. Это очень важно. В особенности первая и вторая из четырех встреч министров иностранных дел Армении и Азербайджана были в какой-то степени этапом утверждения позиции новых властей. В целом мы придаем большую важность всем этим встречам, поскольку они позволяют нам продолжать переговорный процесс.
– Г-н Бабаян, в распространенном сопредседателями МГ ОБСЕ сообщении указывается в частности, что министры договорились о необходимости принятия конкретных мер по подготовке населения к миру. Как Вы прокомментируете этот пункт? На Ваш взгляд , что имеют в виду сопредседатели?
– Прежде всего, необходимо зафиксировать: речь о подготовке к миру, а не о подготовке мирного договора. Это очень важно, потому что мир – это очень всеобъемлющее понятие. Трудно установить какой-то срок, потому что срок сам по себе в какой-то степени является принуждением. А у нас не может быть никакого принуждения, сопредседатели неоднократно заявляли, что они являются наблюдателями, а не судьями. Следовательно, когда речь идет о подготовке к миру, это, прежде всего, не новая идея, она поднимается в ходе всех встреч. Официальный Степанакерт заявляет, что невозможно достичь мирного урегулирования проблемы, если не будет сформирована соответствующая атмосфера.
А армянофобия на протяжении последних 30 лет в открытую была и остается основой государственного строительства Азербайджана. Как можно ожидать всеобъемлющего урегулирования в этой ситуации? Они рассматривают Арцах в качестве своей территории, в то время как для подобного утверждения у них нет каких бы то ни было оснований. Все это показывает, что Азербайджан не готов, иначе подходит к урегулированию конфликта. Самым важным для этой страны является оккупация территории. В этом случае они должны прийти к миру, а подготовка к миру означает избавиться от нацизма, понять, что реванш чреват непредсказуемыми последствиями. Они должны суметь в будущем жить с нами как с соседями, а не говорить посредством шантажа, что у Армении нет будущего, если она продолжит поддерживать Арцах.
– В заявлении также говорится об организации возможной встречи лидеров Армении и Азербайджана. Какие гарантии существуют после известной «лифтовой» дипломатии и продолжающихся агрессивных заявлений президента Азербайджана, что она каким-либо образом будет способствовать мирному урегулированию конфликта?
– Эти встречи очень важны. Подобные встречи, повторяю, позволяют обеспечить непрерывность мирного переговорного процесса. Должен быть диалог, это однозначно, но ожидать, что азербайджанская сторона изменит свою позицию? Не думаю. Наоборот, идет противоположный процесс, Азербайджан не изменил своей позиции и планов. Если мы посмотрим, сколько учений ими было проведено в 2017 и 2018 годах, это будет более понятно. Они заявляли, что учения были направлены именно против Арцаха. Азербайджан то говорит одно, то, с другой стороны, лелеет другие цели. Мы никогда не должны ослаблять бдительность, должны продолжать переговорный процесс, одновременно усиливая армейское строительство, потому что судьба армянской государственности зависит от судьбы Арцаха.
Смежные статьи
- Генсек ООН Антониу Гутерреш приветствовал состоявшуюся в Париже встречу глав МИД Армении и Азербайджана
- О чем договорились главы МИД Армении и Азербайджана в Париже? Заявление МГ ОБСЕ
- В Париже проходит встреча глав МИД Армении и Азербайджана