Бабкен Пипоян: Нельзя без лоббинга навязывать использование детских автокресел в Армении силой закона
Предложения о внесении изменений в решение правительства Армении относительно детских автокресел (карсит, carseat) вызвали еще больше вопросов, чем дали ответов. Уже несколько дней пользователи армянского сегмента социальных сетей пишут и обсуждают: например, как быть, если у тебя 4 и более детей, столько детских автокресел в машине не уместится? Или как приобрести несколько детских автокресел, если их стоимость начинается со 100 долларов? Конечно, после тщательного изучения онлайн-магазинов нашли варианты и подешевле.
Чтобы понять, как полиция обосновывает придание законной силы данному предложению, мы изучили раздел «Обоснование» проекта. Какой-либо статистики не нашли. Обратились в Полицию с просьбой предоставить данные: например, сколько детей среди жертв и пострадавших в ДТП, был ли проведен основательный анализ о том, во сколько раз сократится это число при использовании детских автокресел?
Председатель общественной организации «Информированный и защищенный потребитель» Бабкен Пипоян рекомендует всем для перевозки детей по возможности использовать автолюльки. Однако, по его словам, прежде чем обязывать силой закона, государство пропустило несколько шагов.
«Прежде чем обязывать что-либо по закону, государство должно попытаться применить пропагандистские механизмы, чтобы понять, может ли данный вопрос в культурном смысле получить решение. Нужно лоббировать, почему использование данных устройств является правильным. Если это хорошо, выступающих против будет очень мало. Государство должно сделать так, чтобы хорошая вещь стала общественным требованием», – сказал он.
По словам Бабкена Пипояна, при представлении подобных предложений следует принимать во внимание культурные различия: например, если в одной стране 12-летний мальчик может сидеть в автокресле, то в случае с Арменией сложно сказать, смогут ли добиться этого.
Возникают также вопросы по части надзора. Если совершивший нарушение водитель говорит, что ребенку не 12, а 13 лет, как сотрудник Дорожной полиции будет проверять достоверность данного утверждения?
«Иными словами, есть вопросы также относительно применения этого пункта правового акта. Одним словом, правительство ничего не предприняло в этом направлении и вдруг постановляет: решить вопрос силой закона. Правильнее начать с пользы этого, лоббинга результатов использования. Нет достоверных данных о том, сколько детей получили травмы и сколько из них могли избежать травм при использовании автокресел. Звучит больше эмоциональных оценок, нежели представляется цифр и анализов», – сказал он.
По мнению главы общественной организации, чем меньше будет вмешательства в касающиеся жизни вопросы, тем более легкой и простой будет жизнь.
«Но никто не говорит, что нам не нужно вмешиваться, мы должны показывать направления, если мы видим, что они не появляются в повестке дня, только потом приступать к координированию силой закона», – сказал он.
Коснувшись звучащих мнений о том, что данная правовая поправка призвана служить интересам занимающегося (занимающихся) импортом детских автокресел, Пипоян сказал, что они не беспочвенны.
«Даже во многих развитых европейских странах, где охрана здоровья находится на гораздо более высоком уровне, нет правовых актов об обязательном использовании детских автокресел», - сказал он.
Чтобы развеять сомнения, нужно действовать прозрачно, при этом он напоминает: «Прозрачность – это не постоянно находиться на связи и говорить. Можно ответить на все вопросы в одном сообщении и не оставлять места для новых вопросов. В противном случае: можно постоянно говорить и ничего не делать».
Рекламный ролик об эффективности детских автокресел мы нашли на странице организации «Друг водителя» в соцсети Facebook.