Гагик Манасян: Категорически был против объединения министерства культуры Армении с другим ведомством
«Сегодня в области культуры скопилось множество принципиальных вопросов. Новая программа правительства Армении не отвечает на эти вопросы, поскольку состоит из общих суждений, стандартных предложений», – в беседе с корреспондентом Panorama.am заявил заслуженный деятель культуры РА, директор Государственной Филармонии Армении Гагик Манасян, отвечая на вопрос, как он оценивает новую программу правительства РА.
Он бы хотел, чтобы кроме стандартных формулировок, в программе присутствовали также конкретные предложения, рекомендации, цифры. «Вообще, во всей программе налицо проблема с цифрами. Могла быть представлена цифровая картина касательно того, насколько должно увеличиться число зрителей, что сделать, чтобы качество наших культурных организаций повысилось, на самом ли деле мы движемся по пути массовых мероприятий, или думаем о проведении небольших, но качественных мероприятиях», – отметил он.
Г. Манасян, являющийся также председателем Общественного совета по науке, образованию, культуре, молодежи и спорту, отметил, что ему нравится желание по созданию законов. По его словам, почти за 28 лет в сфере культуры было создано всего 9 законов, что чрезвычайно мало, этого недостаточно.
«Когда есть закон, закон регулирует деятельность той или иной сферы культуры, если же место пустует, то человек сразу же занимает место закона. Закон – это строгая необходимость, закон в данной сфере создает благоприятные условия для созидания, творчества», – отметил заслуженный деятель культуры РА.
Ему понравилась также идея создания законов о современном искусстве. В то же время он отметил, что появление законов должно быть обоснованным, по части того, для какой идеи, модели они создаются, то есть – здесь налицо вопрос предпочтений.
«К примеру, в прошлом было желание создать законы о театре, кино, библиотеках, музеях. Насколько я понимаю, в данный момент отсутствует желание по созданию столь разделенных законов, а есть желание по созданию закона о видах современного искусства в целом, что предполагает, что действующие на сегодняшний день ГНКО должны получить новый правовой статус», – отметил Г. Манасян.
На вопрос, что пытаются урегулировать законодательное поле, но в то же время министерство культуры будет объединено с другим министерством, не снижает ли это роль культуры, нет ли в этом противоречия, он ответил: «Налицо глубокое противоречние. Министерство культуры – это правительственный орган, уполномоченный разрабатывать и реализовывать в данной сфере культурную политику. Уполномоченный орган государства – это министерство культуры. Если министерство культуры перестает быть частью правительства, и становится придатком какого-то другого ведомства, то оно превращается во второстепенное, третьестепенное лицо в вопросе разработки, реализации, претворения в жизнь данных законов. Категорически был против, чтобы министерство культуры объединилось с другим ведомством. Таким образом мы снижаем роль культуры».
Г. Манасян отметил, что согласно муссируемым сведениям, большая часть ГНКО при министерстве культуры перейдут к мэрии Ерев
«Кто будет руководить их методологической деятельностью? Кто будет давать указания? Какую политику планируется провести? Как всё будет? В Ереване будут действовать культурные организации с методологической, управленческой моделью, а в областях – другие организации? Такого быть не может. Министерство обеспечивает единую культурную политику в Республике, это разделение сформирует в Ереване одну политику, в областях – другую. Если хотим реализовать соразмерную политику в областях, устранить разницу в понимании “село-город”, то, кажется, делаем обратное – препятствует реализации единой политики», – резюмировал он.