Эксперт: Заявление МГ ОБСЕ – уточнение правил игры перед встречей лидеров Армении и Азербайджана
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ распространенным 9 марта, в преддверии ожидаемой встречи лидеров Армении и Азербайджана, заявлением попытались закрепить как форму проведения переговоров, так и их содержание. Распространение такого объемного заявления, в котором говорится о формате переговоров, принципах и элементах урегулирования, механизмах укрепления доверия параллельно переговорам, означает, что перед первой встречей двух лидеров под эгидой Минской группы ОБСЕ возникла необходимость уточнения правил игры и игровых карт. Об этом в комментарии для Panorama.am написала политолог Анна Мкртчян (оригинал материала – на армянском языке).
Хотя такое заявление может подразумевать, что каким-то образом эта встреча находится под угрозой.
Министерство иностранных дел Азербайджана отреагировало на заявление сопредседателей выборочным изложением фактов или, иными словами, классическим «Cherry picking», когда из заявления выделяются только выгодные им отрывки.
Пресс-секретарь министерства иностранных дел Азербайджана отметила, что заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ было адресованным Армении месседжем и Баку это приветствует, затем добавила: «попытки привлечения режима, созданного на наших оккупированных территориях, к переговорам и попытки изменения формата неприемлемы».
Прежде всего, необходимо уточнить, что заявление адресовано всем сторонам, включая Азербайджан, и в представленном в нем видении урегулирования нет ничего нового. Да, власти Армении в последнее время выступают за непосредственное вовлечение Нагорного Карабаха в переговорах, что, по крайней мере, в восприятии армянской стороны не означает изменения формата переговоров, проходящих при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Армения всегда выступала в поддержку этого формата, в отличие от Азербайджана, который по поводу и без повода пытается перенести обсуждение этого вопроса на другие международные платформы.
Естественно, было бы наивно полагать, что Азербайджан немедленно примет это предложение Армении о пополнении, а точнее восстановлении переговорного формата. Понятно также, что Минская группа ОБСЕ и другие заинтересованные вопросом акторы будут скорее выступать за безопасную инерцию, нежели за нововведения, против которых выступает одна из сторон. С этой точки зрения этот обобщенный призыв сопредседателей касательно формата может быть понят как адресованный армянской стороне намек, но и как намек Азербайджану, который всегда пытался подорвать деятельность Минской группы ОБСЕ.
Сопредседатели также призывают воздерживаться от заявлений и действий, которые «заранее предопределяют исход будущих переговоров».
Это, в первую очередь, адресовано именно Азербайджану, который неоднократно заявлял, что готов предоставить Нагорному Карабаху автономию самого высокого уровня – в рамках территориальной целостности Азербайджана, и то после безоговорочной сдачи 7 районов вокруг Нагорного Карабаха.
Эта позиция Азербайджана противоречит той части заявления сопредседателей от 9 марта, где упоминаются принципы и элементы урегулирования, подчеркивается, что их «следует рассматривать как единое целое. Любая попытка рассматривать тот или иной принцип или элемент в качестве приоритета сделает невозможным достижение сбалансированного решения».
Конечно, официальный представитель МИД Азербайджана умалчивает это, отмечая, что территориальная целостность Азербайджана не подлежит обсуждению, произвольно трактует Хельсинкский Заключительный акт и говорит об определении статуса Нагорного Карабаха азербайджанской и армянской общинами – в составе Азербайджана. Теперь, кто говорит на языке предусловий, не дождавшись начала переговоров, указывает на единственный исход?
Примечательным является также призыв сопредседателей «воздерживаться от заявлений и действий, демонстрирующих готовность возобновить военные действия». Единственным и прямым его адресатом является Азербайджан, который в эти дни проводил широкомасштабные военные учения наступательного характера – без надлежащего международного уведомления.
В заявлении МИД Армении подчеркивается: «За последнее время заметно ужесточился тон заявлений представителей различных государственных структур Азербайджана относительно процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Заметный акцент делается на принципы применения силы или угрозы силой, военное решение конфликта, заявления максималистского, неконструктивного характера, что достойно осуждения».
«Армения неоднократно заявляла, что не приемлет такие подходы, а также принуждение к переговорам “под дулом пистолета”», – говорится в заявлении МИД РА.
В заявлении армянского внешнеполитического ведомства также подчеркивается: «Закрепленные в Душанбе, а до этого в саммитах Вены и Санкт-Петербурга, принципы формирования атмосферы доверия, внедрения механизмов по снижению рисков и предотвращения инцидентов, а также мер по укреплению взаимного доверия остаются актуальными».
Из всего этого можно сделать вывод, что за прошлый год существенных изменений в позициях сторон не произошло. Единственным позитивным развитием является ослабление напряженности на линии соприкосновения, что, конечно, не стабильно и может в любой момент перерасти в возобновление военных действий.
Формирование новой власти в Армении принесло с собой новые и полностью различные ожидания у всех – и у обществ Армении, Азербайджана, и у международного сообщества. В настоящее время вызовом для нынешнего правительства Армении является эффективно управлять этими ожиданиями, в то же время избегая ненужного ужесточения позиции, утверждений о пораженческой позиции, обвинений в ответственности за резкое прерывание переговорного процесса.
Согласно традиционным прогнозам, прорыв в переговорном процессе в ближайшее время является маловероятным, а угроза возобновления военных действий – постоянной. И посредством таких заявлений сопредседателям Минской группы ОБСЕ остается держать процесс в рамках «статус-кво»,сколько бы некоторые официальные лица ЕС не заявляли, что он нестабилен.