Эксперт: Госсекретарь США сделал перспективы экспорта иранского газа через территорию Армении более туманными
После последнего визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Иран активизировались обсуждения касательно расширения объемов экспорта иранского газа и возможного транзита через территорию Армении. Президент ИРИ Хасан Роухани заявил о готовности иранской стороны – увеличить объемы поставок газа и экспортировать газ в Грузию. Премьер РА же в свою очередь заверил, что Армения готова быть транзитной страной для иранского газа.
Идея кажется довольно заманчивой особенно для Армении, которая из-за азербайджано-турецкой блокады оказалась за пределами региональных энергетических инициатив. Однако всем очевидно, что данная идея трудно реализуема, поскольку существует множество других экономических и геополитических интересов. Если транзит иранского газа через территорию Армении может считаться конкурентным для России или Азербайджана, то на сегодняшний день это противоречит проводимой США энергетической политике в регионе, к чему 12 марта в ходе программного выступления обратился Госсекретарь США Майк Помпео.
На встрече с представителями сферы нефтяной промышленности в городе Техас штата Хьюстон, говоря о снижающейся роли Ирана на глобальном энергетическом рынке, он отметил, что объемы экспорта Ирана снизились «благодаря нашей кампании давления» и подчеркнул, что «Мы абсолютно точно намерены довести экспорт иранской нефти до нуля».
Помпео очертил ключевые направления энергетической дипломатии администрации Дональда Трампа, основной целью которого является поощрение стран-партнеров закупать американскую нефтепродуктов, расширить объемы экспорта американской энергопродукции и на глобальном уровне установить «энергетическое превосходство». Таким образом США попытается также наказать «плохих акторов», тех, кто использует свои энергетические ресурсы в плохих целях.
В данном контексте в первую очередь акцентируется Иран, который, согласно американской стороне, проводит в международных отношениях деконструктивную политику и поддерживает террористов. По этой причине США продолжает применять жесткие санкции в отношении ИРИ, пока Иран не начнет «вести себя, как нормальная страна».
Госсекретарь не обошел стороной также Россию. Отметив, что обилие американских нефтепродуктов позволит обеспечить энергетическую безопасность дружественных стран, Помпео отметил, что «Мы не хотим, чтобы наши союзники подсели на российский газ – благодаря проекту "Северный поток-2"».
В данном контексте стоит упомянуть также инициативу администрации Трампа Asia EDGE (Enhancing Development and Growth through Energy), целью которой является посредством дальнейшего расширения объемов экспорта американского газа и нефти способствование энергетической безопасности в Азии.
За подобным добрым намерением, естественно, стоят экономические интересы американских производителей нефти и американские геополитические расчеты. Таким образом увеличивается давление энергетическими средствами на недружественные страны США в регионе, в первую очередь – в отношении Ирана.
В подобных условиях, когда США всячески усиливает санкции в отношении Ирана, трудно представить, кто станет инвестором для увеличения существующих возможностей газопровода или строительства нового. Это в том случае, если США политически не станут сопротивляться этой инициативе.
Подобная возможность может быть. Таким образом, после возобновления санкций в отношении Ирана, США сделали исключение для 8 стран, которым временно разрешено покупать иранский газ. Временное приостановление санкций, которое завершится в мае этого года, преследовало цель избежать повышения глобальных цен на нефть. По словам экспертов, для некоторых стран срок на эти исключения не будет продлен, несмотря на то, что существует мнение, что самые крупные мировые покупатели нефти – Индия и Китай – продолжат использовать режим временной приостановки и закупать нефть из Ирана.
Получается, что заложница собственного географического положения Армения не может полноценно использовать единственное открытое окно возможности, поскольку весьма интересным образом, обычно противоречащие друг другу российско-американские интересы в этом случае ближе и являются превалирующими, нежели армяно-иранские, и немного грузинские интересы в сумме.
(оригинал материала – на армянском языке)
Смежные статьи
- Эксперт: Армения может стать транзитной страной для иранского газа, но с одним «но»…
- Тигран Хачатрян: Возможность транзита иранского газа может только положительно повлиять на Армению
- Премьер Никол Пашинян: Мы заинтересованы, чтобы в Армении тоже строили какой-то транзитный трубопровод