Письменные и говорящие за себя факты по части вытеснения Арцаха из переговорного процесса
Один из важнейших вопросов внешней политики Армении, арцахская проблема, на разных этапах проявлялась с различной активностью. Как это часто случается после смены власти, в Армении вместо того, чтобы знакомиться с существующими проблемами или искать решения, предпочтение отдается поиску ошибок или виновных в прошлом, что в большей степени делается для сокрытия наблюдающегося в настоящее время бездействия или опасной деятельности.
Когда и при ком Арцах был вытеснен из переговорного процесса? Данный вопрос в различные периоды много обсуждался и в основном служил предметом для спекуляций, исходя из политических целей.
Учитывая, что различные политические деятели, к сожалению, по одним и тем же мотивам, каждый в своих интересах представляет исторические факты, мы решили изучить прессу этого периода 1990-х годов, чтобы понять реальность и навсегда закрыть вопрос. Представим отрывки из публикаций в прессе с начала 1997 года.
Итак,
Газета «Айк», 28 января 1997 года
«Карабахскую проблему нужно решить цивилизованно»
Как уже сообщали, делегация НС в эти дни принимает участие в работе сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге. Представляем выступление в ПАСЕ главы делегации, председателя Постоянной комиссии НС по внешним связям Ованнеса Игитяна (фракция партии «Армянское Общенациональное Движение») 26 января:
«Мы надеемся, что Азербайджан начнет переговоры с представителями Нагорного Карабаха, так как мы уверены, что какого-либо иного окончательного решения невозможно достичь без непосредственного участия Нагорного Карабаха – при обсуждении его политического статуса. Потому что обязательства Армении перед Нагорным Карабахом носят чисто моральный, дипломатический и экономический характер».
Это выступление состоялось в начале 1997 года, когда Ованнес Игитян был председателем Постоянной комиссии НС по внешним связям и выражал надежду, что НКР станет стороной переговоров. В то время президентом РА был Левон Тер-Петросян, а президентом в Нагорном Карабахе был Роберт Кочарян. И Игитян надеется, что Азербайджан начнет вести переговоры напрямую с Кочаряном. Странным образом сегодня, 22 года спустя, когда Игитян входит в ту же комиссию, уже в качестве заместителя председателя, он уверенно настаивает, что Арцах был вытеснен из переговоров лишь после 1998 года.
Идем дальше.
«The Armenian Reporter», 25 января 1997 г․
Отрывок из речи премьер-министра РА Армена Саркисяна
(Армен Саркисян был премьер-министром РА 11.1996 – 02.1997 гг. – ред.):
«Мы верим, что на заключительных этапах урегулирования конфликта переговоры должны вестись между вовлеченными сторонами, а именно Азербайджаном и Нагорным Карабахом, а не диктоваться внешними заинтересованными сторонами.
Тем не менее, мы надеемся, что Азербайджан начнет переговоры с представителями Нагорного Карабаха, поскольку мы убеждены, что окончательного решения невозможно достичь без участия Карабаха.
Я не хочу углубляться в детали каждого возможного подхода, но обсуждения касательно конфликта, считаю, должны учитывать следующие реалии».
Из речи премьер-министра Республики Армения мы получаем ту же информацию, согласно которой звучит призыв сделать Нагорный Карабах участником переговоров.
Отрывки из выступлений и интервью того же 1997 года главного советника президента РА Жирайра Липаритяна, который был представителем президента и вел переговоры по урегулированию конфликта, как позднее министры иностранных дел.
«Лрагир», 25 января 1997 г.
«Армения больше не будет вести переговоры с Азербайджаном по карабахской проблеме без участия Карабаха. Об этом заявил главный советник президента Республики Армения Жирайр Липаритян, выступая на конференции «Закавказские перспективы» в Лондоне.
Г-н Липаритян сообщил, что Армения приняла данное решение по той причине, что, как показал саммит ОБСЕ в Лиссабоне, Азербайджан стремится использовать встречи с целью постепенного вытеснения карабахской стороны из переговоров. По его словам, в свое время Армения пошла навстречу и приняла предложение Азербайджана о проведении двусторонних переговоров, чтобы попытаться облегчить ход переговоров.
В течение последнего года подобные переговоры проходили на уровне советников президентов двух стран, в которых участвовали г-н Липаритян и его азербайджанский коллега Вафа Гулузаде.
«…в свое время Армения пошла навстречу и приняла предложение Азербайджана о проведении двусторонних переговоров …» Фактически, мы можем фиксировать, что Армения согласилась и пошла навстречу просьбе Азербайджана, чтобы велись двусторонние переговоры – между Арменией и Азербайджаном, без НКР.
«Айастани Анрапетутюн», 4 февраля 1997 г.
Рабочий визит главного советника президента Армении Жирайра Липаритяна в Европу:
«Он подверг критике политику Азербайджана, как провал переговорного процесса и попытку посредством разных стран навязать документ, который не является результатом переговоров и который, соответственно, Армения не может принять. Липаритян также отметил, что, принимая во внимание политику Азербайджана, Армения считает невозможным продолжать прямые переговоры так, как это было прежде, и подчеркнул важность участия Нагорного Карабаха в прямых переговорах».
Газета «Молорак», 30 января 1997 г.
Речь конгрессмена Фрэнка Паллоне в парламенте Нагорного Карабаха:
«Более того, в переговорах не может быть никакого позитивного сдвига без участия Нагорного Карабаха ...
Тот факт, что в настоящее время Азербайджан не признает Нагорный Карабах в качестве второй стороны переговоров по урегулированию конфликта, не является ни конструктивным, ни реалистичным. В той степени, в которой позиция Соединенных Штатов и международного сообщества способствует непримиримой позиции Азербайджана, так же необходимо переоценить эту политику в рамках ее возможного воздействия».
«Айк», 8 февраля 1997 г.
Жирайр Липаритян подтвердил позицию Армении
«Жирайр Липаритян подтвердил позицию, выраженную им на посвященной Закавказью лондонской конференции, что впредь Армения не будет вести переговоры с Азербайджаном без участия Нагорного Карабаха. "Процесс переговоров – это динамичный процесс, – сказал он. – То, что считалось полезным в какой-то момент, может считаться неполезным сегодня. Армения не против прямых переговоров". По словам Липаритяна, они исчерпали консультации Армения-Азербайджан, и теперь полезными будут переговоры Карабах-Азербайджан, Карабах-Азербайджан-Армения. Но форма консультаций пока не ясна».
«Ноев ковчег», 19 марта 1997 г.
Армения заявляет, что непосредственные контакты с азербайджанцами могут быть в условиях участия Карабаха
«Пресс-секретарь МИД Армении Арсен Гаспарян сообщил, что во время своего визита в Вашингтон министр иностранных дел Армении Александр Арзуманян в ходе всех своих встреч заявил, что Армения не считает разумным продолжение диалога с Азербайджаном без участия Нагорного Карабаха».
«Айк», 15 февраля 1997 г.
Отрывок из материала, рассказывающего о посвященной 100 дням пребывания Алика Арзуманяна на посту главы МИД пресс-конференции
Внешняя политика зарегистрировала успехи
«24 февраля состоится первое заседание сопредседателей. Сообщив об этом, г-н Арзуманян сказал, что впредь Армения не будет вести переговоры по карабахской проблеме с Азербайджаном, если в переговорах не будет участвовать Степанакерт».
«Республика Армения», 31 января 1997 г.
Интервью с Жирайром Липаритяном:
«– Каков, на Ваш взгляд, самый короткий путь урегулирования армяно-азербайджанского конфликта?
- Я думаю, что этот путь возможен посредством двусторонних переговоров президента Азербайджана Гейдара Алиева и руководителя Карабаха Роберта Кочаряна. Если Азербайджан хочет, чтобы армяне Карабаха оставались в составе Азербайджана, то пусть предложат такие условия, чтобы армяне передумали в вопросе создания независимого государства.
– Но армяне Карабаха требуют только признания своей независимости, на что Баку никогда не пойдет.
– А вы откуда знаете, может, при личной встрече сторонам удастся лучше понять друг друга?»
«Айастани Анрапетутюн», 8 февраля 1997 г.
«Переговорный процесс – это динамичный процесс. На разных этапах возникает целесообразность разных подходов. Если до сих пор существовала необходимость прямого участия Армении в переговорах, то на данном этапе этот подход исчерпал себя. Мы не против прямых переговоров, но теперь они могут быть более эффективными в формате Карабах-Азербайджан или Карабах-Азербайджан-Армения».
«Айк», 25 января 1997 г.
Г-н Липаритян сообщил, что Армения приняла данное решение по той причине, что, как показал саммит ОБСЕ в Лиссабоне, Азербайджан стремится использовать двусторонние встречи с целью постепенного вытеснения карабахской стороны из переговоров. По его словам, в свое время Армения пошла навстречу и приняла предложение Азербайджана о проведении двусторонних переговоров, чтобы попытаться облегчить ход переговоров.
В течение минувшего года подобные переговоры были проведены на уровне советников глав двух стран, в частности между Ж. Липаритяном и его азербайджанским коллегой В. Гулузаде.
В качестве эпилога представим отрывок из интервью с первым президентом РА Левоном Тер-Петросяном.
«Айастани Анрапетутюн», 22 февраля 1997 г.
«– Как можно урегулировать конфликт между Арменией и Азербайджаном по вопросу армянского анклава – Нагорного Карабаха?
Решение может быть найдено только путем переговоров между Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном. Было бы лучше, конечно, если бы Азербайджан и Нагорный Карабах начали прямые переговоры. Из-за политических амбиций Азербайджана Нагорный Карабах как прямая сторона конфликта остается вне переговорного процесса».
В этом отрывке первый президент сам констатирует, Нагорный Карабах, как непосредственная сторона конфликта, остается за рамками переговорного процесса, из-за политических амбиций Азербайджана, но спустя годы после отставки он уже настаивает на том, что Карабах остался вне переговоров по вине Кочаряна.
Эти интервью и выступления состоялись, когда Роберт Кочарян был еще в Арцахе – президентом (Роберт Кочарян был назначен премьер-министром 10 июня 1997 года, в должность президента РА вступил 9 апреля 1998 года. – ред.).
Таким образом, эти факты в свете различного рода заявлений являются более чем говорящими.