Давид Пипоян: Ученый не может взять и с воздуха представить программу
Руководитель департамента оценки риска пищевых цепей Центра эколого-ноосферных исследований Национальной академии наук (НАН) Армении Давид Пипоян после Общего ежегодного собрания НАН не собирается представлять каких-либо программ правительству по одной простой причине: он не знает, что является приоритетом для государства.
Напомним, 26 марта премьер-министр Армении Никол Пашинян принял участие в Общем ежегодном собрании НАН, заявив в частности: «Я могу сказать, чего хочет государство или правительство от науки. Мы заявляли, что рассматриваем Республику Армения как технологическую страну и надеемся, что наука, научный потенциал, в том числе Национальная академия наук, всей силой будут служить реализации данного политического видения в Армении».
Давид Пипоян подчеркивает, что в сфере пищевой безопасности у науки очень важная роль и значение.
«Но у нас есть проблема приоритетов, например, на какие задачи должны быть нацелены эти представляемые программы? Если должны быть направлены на экспорт, то программа должна быть другой. Если говорить о международном опыте, то государство перечисляет свои приоритеты и в соответствии с ними ученые представляют свои программы», – указал Пипоян.
Теперь он не знает, какой сфере их программы нужны. Он перечисляет: могут представлять программы в сферах сельского хозяйства, оценки риска пищевых цепей, безопасности пищевых продуктов, общественного здравоохранения, экспорта.
«Ведомства должны четко знать, какова роль и значение ученого в программах. В обладающей небольшими ресурсами Армении также существует проблема распределения ресурсов», – подчеркивает он.
Он приводит пример: для программ мониторинга выбраны молоко и молочные продукты, а также мясо и мясные продукты – это в том случае, что только потребление хлеба составляет гораздо больший процент, нежели потребление молока и мяса вместе взятых.
«Наши исследования могли бы служить для правильного перераспределения ресурсов государства, чтобы государство могло установить свои приоритеты. Но, как я уже отметил, мы должны понимать поставленные перед нами приоритеты, чтобы мы могли представлять более целевые программы. Подчеркиваю, что правительство должно представлять свой заказ, круг своих приоритетов, а также объявить конкурс на практические исследования. Ученый не может представлять программы с воздуха. Это также будет способствовать конкуренции между учеными и научными центрами», – указал он.
Руководитель центра напоминает, что Армения может обеспечивать высокую научную ценность при ограниченных ресурсах.
На собрании Пашинян указал также: «Много говорится о финансировании науки и его механизмах, и существует предположение, что что-то не финансируется из-за отсутствия или нехватки финансов, что-то недофинансируется, что-то финансируется не так, как должно было финансироваться. Но я хотел бы сказать, что во время нашей работы в правительстве я предложил вообще отказаться от разговоров о деньгах, потому что, когда мы начинаем разговор с темы денег, то очень быстро заходим в тупик. Нужно говорить не о том, сколько у нас денег и сколько мы готовы предоставить, а о том, какую задачу мы пытаемся решить, как мы это себе представляем и можем ли мы ее решить. Если мы не можем, то какие шаги мы должны предпринять, чтобы суметь решить эту проблему. Следовательно, я предлагаю полностью выйти за рамки этой логики, потому что вопрос не в том, есть деньги или нет, а в том, чего мы хотим. Когда мы четко сформулируем наши пожелания и то, что мы должны сделать, я думаю, деньги всегда найдутся, потому что цели гораздо важнее, чем сидеть и считать, сколько у нас денег на данный момент», – сказал Никол Пашинян.
В этом случае Пипоян приводит еще один пример. На протяжении многих лет объявлялось, что в сфере оценки пищевых рисков должен действовать центр, который должен участвовать в принятии важнейших государственных решений. Руководиммый им центр подал заявку, чтобы стать оценщиком этих рисков.
«Проект был в обращении. Однако на одном из предзаседаний правительства по неизвестной причине проект принят не был. Теперь, если мне предоставят обоснования для отказа, я тоже пойму, что мы должны изменить, чтобы соответствовать конкурсу. У нас молодая и гибкая команда, много научных работ, мы можем внести эти изменения. Несколько дней назад ЕС принял за основу наши исследования для официальной позиции ЕС. Это уже говорит об уровне работ центра», – говорит ученый, отмечая, что здесь существует проблема общения и обратной связи.