Эксперт: Звучащие в Турции заявления об открытии архивов – не новость
«Заявления Турции об открытии архивов – не новость. Годами, ещё с 1987-1988 гг. турецкая сторона заявляет, что мол, мы открываем наши архивы, можете искать факты, которые подтверждают нашу точку зрения», – заявила в беседе с корреспондентом Panorama.am тюрколог Ануш Ованнисян, отвечая на вопрос, какую цель преследует сделанное днями ранее заявление главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу.
Отметим, что глава МИД Турции, в частности, отметил: «Если Армения уверена в себе, значит пусть примет наше предложение о создании совместной рабочей группы. Пусть в эту группу войдут Франция, Россия, США. Армения пусть привлекает в ее состав кого хочет. Давайте откроем архивы».
Тюрколог, прежде всего, задается вопросом: «Что значит мы открываем архивы».
«Турецкие архивы были отфильтрованы перед их открытием. Об этом существует множество свидетельств, многочисленные ученые посещали, работали, проверяли и увидели, что некоторые документы – отфильтрованы. Во-вторых, о каких архивах идет речь? Я лично посещала Османский архив при премьер-министре Турции. Действительно, существует множество материалов о численности населения, состоянии экономики. Но те документы, которые касаются Геноцида армян, в этих архивах отсутствуют. Они никогда не откроют военные архивы, архивы секретных служб Турции», – отметила А. Ованнисян.
По словам эксперта, известный факт, что Талаат-паша и другие главари младотурок, перед тем, как покинуть Османскую империю, сожгли часть документации архива партии Младотурок, касающуюся Геноцида армян, а другую часть – увезли в неизвестном направлении.
«Иными словами, постоянно озвучиваемые заявления рассчитаны на те круги, которые, возможно, не очень хорошо информированы. Это заявления популистского характера», – отметила тюрколог.
Она отметила, архивы Армении – открыты, её коллеги посещали эти архивы, работали в них, и говорить о том, что армяне чего-то боятся, является популизмом, заявлениями для PR.
Тюрколог вновь вспомнила факт, касающийся того, что турецкие архивы остаются закрытыми. «Я занимаюсь процессом экспроприации имущества армян, меня интересуют кадастровые архивы Турции, то есть архив, хранящий документацию о принадлежащей армянам собственности. Когда в 2005 году начался процесс цифровизации этого архива, директор кадастрового архива направил письмо главе Совета национальной безопасности Турции, написал именно ему, поскольку проблемы по части Геноцида армян и борьба против этого координируются именно со стороны Советом национальной безопасности Турции. В этом письме он сообщил, что в их архивах хранятся подобные документы, что им следует делать. В ответ на это была направлена телеграмма, что необходимо закрыть архив и не впускать никого для борьбы с необоснованными утверждениями о Геноциде и во избежание ещё большего накала страстей. Произошла утечка информация и эти письма в 2007-2008 годах были обнародованы в прессе. Иными ловами, всё то, что действительно имеет отношение к Геноциду армян, находится в закрытом доступе», – отметила она.
А. Ованнисян отметила, что турецкие архивы интересны, просто вот следующие задачи, которые они продвигают: документация, опровергающая факт Геноцида армян, в османских архивах ничего нет и не может быть.
«Архивные материалы всех стран мира, немецкие, армянские архивы, в некоторой степени также турецкие, многочисленные историко-документальные материалы, их комплексное сопоставление однозначно подтверждает, что было намерение, действие к совершению Геноцида. Так что, откроют турецкие архивы или закроют, этот факт они опровергнуть не смогут. Может этой документацией лишь дополнятся материалы, но у Турции абсолютно нет никаких возможностей отрицать факт Геноцида армян в Османской империи», – отметила эксперт.
Она отметила, что идея создания рабочей группы не является новостью. «Существует точка зрения, что, если хочешь захоронить что-то – создай комиссию, это лишь продлевает время обсуждения проблемы. Для приостановления оборота международного признания Геноцида армян, обсуждений, они утверждают, мол, давайте создадим комиссию, чтобы потом, если в каком-либо парламенте будет обсуждаться вопрос примирения, они откроют свои рты, как это делали во время процесса урегулирования армяно-турецких отношений, также заявят, мол, не нужно вмешиваться, мы уже ведем переговоры с армянской стороной, мы решим проблемы между собой», – резюмировала тюрколог.