В гостях у бедуинов
Из египетского курортного города Хургада в «Аравийскую пустыню» порядка 30 журналистов из Армении доставили три джипа. Пустыня – северо-восточная часть Сахары.
Водители мчащихся на протяжении почти часа на большой скорости – иногда даже до 150-160 км / ч – машин часто забывали, что они перевозят людей. С точностью как водители ереванских маршруток, резко тормозили или на большой скорости попадали в ямы, с той же скоростью взбирались на горки, постоянно обгоняя друг друга и поднимая гигантские облака пыли.
Мне кажется, по возвращении домой водитель нашей машины обязательно бросится с помощью Google Translate проверять значение слова «анасун» (в переводе с арм. – скотина). Всякий раз, преодолевая очередное испытание и после, порядка 10 журналистов его вспоминали ставшими известными словами директора Ереванского цирка.
На пути к бедуинам сопровождающий журналистов Самир предупредил: даже если кто-то из группы влюбится в бедуина или бедуинку – свадьбы все равно не будет, запрещено. Жители пустыни заключают браки только между собой. Именно благодаря этому бедуины и сейчас общаются друг с другом на языке, который существует уже 1500 лет, из-за чего даже живущие недалеко от пустыни арабы не понимают своих соотечественников. Бедуины не образованы, не умеют читать и писать. Образование получают только дети шейхов. Звание шейха же передается от отца к сыну.
Никто не владеет четкими данными о численности бедуинов, проживающих на территории Египта. Они рождаются, живут, умирают без регистрации, без документов. Они – жители, но не граждане. У них нет прав и обязанностей – они не служат, не голосуют. У них есть традиции, много денег, большие семьи, сейчас они успешно конкурируют с врачами – говорят, что познания бедуинов в фитотерапии необычайно глубоки, а еще говорят – они занимаются торговлей оружием. Самир и другой гид – Моисей – утверждают, что жители пустыни по численности составляют около 5 процентов населения Египта, но это очень приблизительная цифра.
Семья бедуинов, которую мы посетили, встретила нас без слов, мужчина и старший сын были глухонемыми. Мужчинам-иностранцам запрещено приближаться к бедуинкам. Хотя встречающиеся на дороге бедуинские женщины, водрузившие козлят на ослов, не прочь были сфотографироваться и с мужчинами. Или, быть может, они были не бедуинками, а просто в бедуинской одежде.
Цвета одежды символизируют их статус. Если из под черного одеяния видна розовая или коричневая ткань – женщина замужем, синяя – незамужняя, черная или темно-синяя – пожилая.
После прогулки на верблюдах нас угостили чаем без сахара. Чай с сахаром для бедуинов имеет особый смысл. Для мужчины брачного возраста невесту выбирает мать. И при выборе они особое внимание обращают на форму ног девушки. Считается, что если щиколотки девушки не худые, не узкокостные, то она здорова, красива, может родить здоровых детей. Шейх договаривается с семьей девушки, затем юноша отправляется на смотрины. А девушка подает ему чай. Молодой человек отпивает глоток и узнает ее ответ: если девушка положила ему в чай сахар, значит, можно засылать сватов, если чай без сахара – значит, она ему отказала.
При этом девушка, подавая чай, не прикрывает лица. Если вдруг окажется, что она не красива, или не понравится жениху, то он отказывается от принесенного чая и уходит, не узнав, положила девушка сахар или нет. Кстати, категорически запрещается рассказывать кому-либо о встрече и принятом решении, это считается серьезным оскорблением в адрес девушки.
После сладкого чая начинают готовиться к свадьбе, которая длится до 7 дней. На свадьбу приглашается все племя, причем голодных и недовольных остаться не должно. Считается, что чем красивее невеста – тем дольше длится свадьба и тем больше верблюдов получает ее семья. Стоимость одного верблюда составляет порядка 1500 долларов.
– Например, сколько верблюдов отдают за красивую невесту? – интересуется Мария.
– 30-40, – отвечает Самир.
– А если она не красива? – продолжает наша коллега.
– Двух куриц, – шутит гид.
В принявшей журналистов бедуинской семье было несколько женщин и около двух десятков детей. Кстати, сопровождающий нас в Луксор гид – Моисей – рассказал: при рождении первенца бедуинка покидает свое место жительства и возвращается уже с ребенком, самостоятельно преодолев все трудности при родах. Если же не возвращается, никто так и не узнает, что с ней случилось. Так они определяют – женщина сильная или слабая.
На территории было несколько полуприкрытых тростником «построек». В одном из них пекли хлеб, который называется лаваш. Питаются же бедуины мясом животных, которых разводят, приготовленными из их молока продуктами. У них даже был магазин, где продавались напитки, сигареты и некоторые предметы первой необходимости.
Воду же находят верблюды. Они копают колодцы на месте, которое показали верблюды. Здесь колодец располагался на глубине 40 метров. Несколько журналистов совместными усилиями подняли ведро воды. Прекрасное занятие, чтобы накачать мышцы.
Верблюды для бедуинов – средство для передвижения, источник шерсти, мяса, молока. Не случайно, что в Египте в качестве комплимента женщин называют верблюдами или коровами – имея в виду большие глаза. Среди журналисток также были большеглазые, и у них появились арабские поклонники. Были готовы отдать за них столько верблюдов, сколько пожелаем. Но поскольку доставить их в Армению было бы непросто, наши коллеги с большими глазами вернулись домой.
Смежные статьи
- Мечты должны сбываться или на поклоне у большой воды в стране фараонов
- Встретить рассвет с самыми любимыми на море и проклинать Хатшепсут