«Недопустимая ситуация»: что происходит вокруг здания культурного центра-музея «Грант Матевосян»
Накануне в здании культурного центра-музея «Грант Матевосян» собрались представители интеллигенции, в том числе и композитор Тигран Мансурян, певица Асмик Папян. Все они обеспокоены одной проблемой: почему сегодня культурный центр-музей «Грант Матевосян» находится в таком положении, как отмечает директор Фонда «Грант Матевосян», сын писателя Давид Матевосян, в безхозном состоянии.
Корреспондент Panorama.am побеседовала с Давидом Матевосяном о сегодняшнем состоянии, статусе культурного центра-музея «Грант Матевосян».
– В чем заключается проблема, которую несколько дней назад озвучила и известная оперная певица Асмик Папян?
– Это нонсенс. Здание – просто сооружение, возведенное на государственные средства. Финансирование полностью осуществлялось решение предреволюционного правительства. Строительство здания не завершено. Построены два из трех этажей, можно сказать, есть крыша, верхняя часть второго этажа закрыта. Внутри пусто, никакой внутренней отделки, дизайна для показов не произведено, нет мебели.
Существует концепция относительно окружающей среды, вокруг должен быть небольшой ботанический сад, с моделированием природы Лори, должно быть посажено много деревьев.
Придет день, мы с нашими архитекторами, дизайнерами представим нашу концепцию проектами, эскизами – независимо от действий государства. Заведение должно иметь образовательные, культурные, музейные функции.
За год до того, как здание было построено, строительная компания актом приема-сдачи передала его Комитету градостроительства, то есть правительству. После этого комитет просто бросил здание на улице, не зарегистрировав его, не взяв на государственный баланс, не доложив об этом правительству, чтобы кабмин взял на баланс… Другими словами, если бы Фонд «Грант Матевосян» не имел никаких средств и не мог позволить себе оплачивать электроэнергию, коммунальные услуги, услуги двух охранников, это здание вышло бы из строя.
– Господин Матевосян, какие шаги Вы предприняли, какие отклики получили?
– Ровно год назад предупреждаю правительство, что, помимо остановки строительства, ни одно госучреждение не предпринимает никаких официальных шагов, чтобы это здание не оставалось в таком состоянии: ведь, помимо того, что через полгода – юбилей Гранта Матевосяна, еще и здание бесхозное.
В течение почти одного года наша переписка в конечном итоге возвращается к той же точке: мол какие-то звенья в правительстве, начиная с самых верхов, не понимают, что происходит, будто не понимают, в чем заключается проблема.
Правительство постоянно просит нас предоставить какую-то дополнительную информацию. Теперь мы со специалистами – архитекторами, специалистами выставок и музейными экспертами – составляем справки, чтобы впредь просто положить конец этим разговорам. В прошлом году я направил в правительство 5 писем, в этом году моя мать обратилась с открытым письмом к премьер-министру – немного эмоционально, немного информативно. Это также было опубликовано. После этого снова была отправлена информация о том, что произошло, но все равно: говорят, мол, проблема не ясна, проблема не совсем понятна.
– Является ли это следствием безразличия властей?
– С начала этого периода 2018 года у нас было два официальных, полуофициальных визита: здание посетили, полностью ознакомились с проблемой президент Армении и жена премьер-министра – Анна Акопян. Не было никаких проблем, в связи с которыми они попросили бы дополнительных объяснений. Мы подробно обсудили, подумали об альтернативном финансировании. Анна Акопян сказала, что ей хотелось бы, чтобы их фонд внес небольшой вклад, президент сказал, что его друзья также помогут, у него влиятельные друзья.
Мы в действительности не просили ни копейки у государства. Прежнее правительство предложило начать строительство. Потом, когда затягивалось, мы предложили – просто скажите, что здание будет, мы найдем финансирование. Тогда президент Серж Саргсян сам сказал моей матери, что он будет строить. Они построили без третьего этажа, возникли технические проблемы, президенту неверно доложили.
На самом деле у нас нет недостатка внимания. Как я уже говорил, было два посещения. Затем последовало официальное молчание правительства, эта непонятная ситуация, одним словом – ощущение потерянности, мы не понимаем, что происходит. Только они могут объяснить, почему сегодня сложилась такая ситуация. Мы действительно не понимаем, для нас это недопустимо.
– Господин Матевосян, как Вы думаете, почему сложилась такая ситуация?
– Я считаю это официальное бездействие правительства, что квалифицируется соответствующими кодексами Армении, имеет формулировки. Если продолжится так, мы, вероятно, должны будем сделать выводы. Если бы кто-то из представителей правительства, включая премьера, проявили бы небольшой интерес и один раз посетили бы, сейчас не было бы этих фиктивных вопросов – мол, мы не понимаем проблему, ее суть не ясна.
Простые вопросы, имеющие простые ответы. Здесь нет какой-то существенной проблем. Об остальном пусть думают они.