Умеющий держаться правой рукой за левое ухо… Ерванд Казанчян
«Уходят и уходят, друг за другом уходят, постоянно теряем звезд нашего театрального небосклона», – сказал в беседе с корреспондентом Panorama.am актер Ереванского театра юного зрителя, народный артист РА Армен Сантросян, говоря об ушедшем из жизни народном артисте РА Ерванде Казанчяне, его постановках, успехах в театральном искусстве.
Напомним, накануне, 30 июля, на 82-м году жизни в Ереване скончался народный артист Армении Ерванд Казанчян. О кончине известного режиссера-постановщика сообщил его сын, глава Союза театральных деятелей Армении Акоп Казанчян.
Армен Сантросян рассказал, что ему посчастливилось сыграть в лучших постановках Казанчяна, в том числе в «Истории одного города» по роману Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, «Много шума из ничего» по пьесе английского писателя Уильяма Шекспира.
«Человек необычайного таланта, человек необычайного юмора, человек с необычайным воображением, он все это сочетал в своих постановках. Вот почему его постановки являются лучшими образцами театрального искусства, которые нужно сохранять», – сказал он.
По словам Сантросяна, теперь место Казанчяна опустело, он не знает, будет ли оно когда-нибудь заполнено.
«Словно его история осталась незавершенной. Если бы он не заболел, даже в этом возрасте он все еще мог создавать прекрасные постановки. Будьте уверены, что имя Казанчяна просто вписалось золотыми буквами в историю нашего армянского театра», – сказал народный артист РА Армен Сантросян.
Член Союза театральных деятелей Армении, проректор по научной работе Ереванского государственного института театра и кино Нарине Саркисян сказала, что трудно представить современное армянское театральное искусство, театральный институт без Ерванда Казанчяна.
«Он был мудр в своих советах, он был ценящим национальное человеком. Изо всех сил боролся, чтобы одержимость национальным передалась также молодежи. Для представителей молодежи заманчиво ставить зарубежную драматургию, но он понимал, что без национальной драматургии, литературы нет национального театра. Это осознание было очень определенным, ценным, мы поймем это потом. Я говорила – «боритесь, боритесь за национальное, но вас наверняка будут помнить по «Идиоту» Достоевского, «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, а не по «Из-за чести» Ширванзаде и «Куму Моргана». Он говорил: понимаю, но вот так ... Он мог ставить и представить интересно все, но он предпочитал пропагандировать национальное», – сказала она.
По словам Н.Саркисян, он был заботливым, блестящим человеком, он руководил курсом, где она училась, интересовался всеми студентами.
«Некоторые его студенты стали главными режиссерами. Он думал, чтобы молодые искусствоведы поехали в регионы и там занимались театром», – сказала она.
Н. Саркисян также вспомнила: «Мы были на пятом курсе отделения режиссуры, он должен был сделать дипломную работу, а мы играть. Он взял «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина, поставил ее с очень интересными метафорами, условными решениями. Мы были удивлены, потому что он всегда был поклонником реалистического, психологического искусства. Мы спросили, почему он решил измениться на 180 градусов. Он сказал – чтобы знали, что Ерванд Казанчян умеет держаться правой рукой за левое ухо».