Айк Алумян: Вокруг событий 1 марта 2008 года за эти 10 лет сформировалось множество мифов
«Вокруг событий 1 марта 2008 года за эти 10 лет сформировалось множество мифов. Один из них состоит в том, что Конституция и законодательство запрещают использование ВС во внутригосударственных вопросах, например, для предотвращения массовых беспорядков. Это миф. И рассматриваемое сейчас в суде уголовное дело по большей части основано на этом мифе», – заявил сегодня на встрече с журналистами представитель адвокатской группы второго президента Армении Роберта Кочаряна – Айк Алумян.
Как подчеркнул адвокат, в действительности армянское законодательство однозначно позволяет использование ВС для решения важнейших внутригосударственных проблем – например, при массовых беспорядках.
Ссылаясь на опыт других стран, адвокат сказал, что в 2009 году Китай при решении внутригосударственных вопросов привлек войска – для прекращения массовых беспорядков, в Непале в 2006 году для подавления массовых беспорядков были привлечены ВС, в 2014 году с этой целью к помощи ВС прибегли в ЮАР, в 2016 году – в Индии, в 2017 году – в Бразилии. Среди наиболее демократических стран к этому шагу прибегли Северная Ирландия в 2015 году, США – в 1992 году и в 2015 году.
«Это все общедоступные данные с достоверных сайтов, мы с удовольствием предоставим источники», – сказал адвокат.
Алумян отметил при этом: может сложиться впечатление или мнение, что законодательство упомянутых стран разрешает вовлечение вооруженных сил во внутригосударственные вопросы, а в Армении – нет.
«Я скажу – нет. Законодательство Республики Армения позволяет и всегда позволяло использовать вооруженные силы в частности для подавления массовых беспорядков», – сказал адвокат.
Алумян подчеркнул, что такую возможность устанавливала действующая 1 марта 2008 года Конституция – в частности статья 8.2: «Вооруженные силы Республики Армения обеспечивают защиту, безопасность, территориальную целостность и неприкосновенность границ Республики Армения».
«То есть Конституция выделяет безопасность как отдельную проблему. Очевидно, что безопасность – проблема, отличная от защиты и территориальной целостности. А что есть безопасность? Безопасность – это возможность защищаться от внутренних и внешних угроз. Внутренняя угроза, среди прочего, также включает массовые беспорядки, террористические акты, экологические катастрофы и так далее. Одним из компонентов, нарушающих безопасность, фактически являются массовые беспорядки», – сказал Алумян.
Адвокат сослался также на принятый в 1996 году Закон РА «Об утверждении Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Армения».
«Я отмечаю, каким был этот закон в 2008 году. Этот закон регулирует общие права и обязанности вооруженных сил, военнослужащих, их взаимоотношения, внутренние нормы и порядки. Положения Устава распространяются на военнослужащих Вооруженных сил РА и других войск», – сказал Алумян, выделив статью 8, в которой в частности говорится: «Под исполнением обязанностей военнослужащих понимается участие в боевых действиях, ... оказание помощи правоохранительным органам в деле обеспечения законности и правопорядка, иные действия военнослужащих, признанные судом как вытекающие из интересов общества и государства».
В качестве обоснования сказанного им Алумян также сослался на статью 11 того же закона, когда военные имеют право использовать оружие для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые военные и государственные объекты, если невозможно защитить их другими способами и средствами.
Для журналистов, присутствовавших на пресс-конференции, адвокат также зачитал статью 22 того же Устава, которая касается специальных обязанностей военнослужащих, во время их исполнения военнослужащие наделяются дополнительными правами.
«Подведем итоги этой части. Законодательство Республики Армения разрешает однозначно использование вооруженных сил в частности для противодействия массовым беспорядкам, их прекращения. Однозначно», – сказал Алаумян.