У шахмат нет своего Гварнери
9-й чемпион мира по шахматам Тигран Петросян сказал: «Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения игрой – наука». Возможность почувствовать эту объединяющую силу шахматисту предоставляют 64 чередующихся тёмных и светлых клеток шахматной доски и 16 находящихся под рукой фигур.
О том, какое значение имеют для шахматиста размер, форма шахматной доски, материал, из которого она изготовлена, чтобы путь достижения побед был более приятным, корреспондент Panorama.am выяснил у самих шахматистов.
Для чемпиона Армении по шахматам, гроссмейстера Армана Пашикяна важны вес и качество фигур.
«Например, у легких фигур есть проблема, они часто могут падать при совершении хода, поэтому шахматные фигуры должны быть немного тяжелыми», – сказал собеседник Panorama.am.
Шахматист рассказал, что во время турниров, подходя к шахматной доске, он обращает некоторое внимание на то, хорошие или плохие фигуры, затем он сосредотачивается только на игре. «Но так не бывает, что после неудачной игры шахматист говорит: это все от того, что фигуры плохие или доска плохая», – указал он.
Пашикян вспомнил, что из-за легких фигур однажды возникла проблема в быстрых шахматах.
«В рапиде до завершения партии оставались секунды, когда соперник сделал свой ход и все фигуры рассыпались. А времени не было, мы не могли вспомнить расстановку, чтобы восстановить, права же на перерыв у нас не было. Он быстро все расставил обратно и продолжил партию. А тяжелые фигуры более устойчивы на доске», – рассказал шахматист.
Для двукратной чемпионки Армении шахматистки Лилит Галоян говорить о шахматах – все равно как признание в любви.
Лилит предпочитает играть в классические деревянные шахматы с более тяжелыми фигурами.
«У меня есть два вида деревянных шахмат, которыми я в основном работаю. Во время турниров, когда подходишь к доске, сразу же замечаешь, есть ли какие-либо дефекты, но они могут встречаться очень редко. Шахматисты во время партии, работы видят фигуры не только на доске, но и в уме, в воображении», – говорит шахматистка, добавляя, что профессиональные шахматисты выглядят больше внимания обращают на комфорт.
Она рассказала, что у нее нет мастера, который изготавливает шахматы для нее, но ей очень хотелось бы заказать специальную доску, на которой было бы легче тренироваться.
Лилит Галоян отметила, что она не коллекционер по характеру и у нее нет коллекций, а подарков в виде шахмат – немного: «Я также дарю шахматы другим. Мне нравятся стеклянные шахматы, их можно использовать как для игры, так хранить и в качестве сувенира».
В ответ на вопрос же, какая фигура у нее любимая, шахматистка сказала: «Пешка. У нее есть будущее, возможность преображаться и выбора – в отличие от других фигур».
Шахматист, мастер международного класса Агаси Инанц в свою очередь рассказал, что существует дизайн комплекта шахматных фигур под названием Стаунтон (Staunton). Комплекты Стаунтон являются рекомендованными для соревнований – международных турниров и чемпионата мира, проводимых ФИДЕ.
«В профессиональных турнирах я предпочитаю играть этими комплектами, но в качестве хобби в одно время я собирал шахматы на разные темы. Например, у меня есть фигуры на тему Аварарйской битвы, но я думаю, что для профессионального шахматиста удобнее играть шахматами, которые используются во время профессиональных турниров», – отметил Инанц.
Гроссмейстер, мастер ФИДЕ международного класса Лилит Мкртчян не слишком придирчива в этом вопросе: во время турниров она предпочитает шахматы из дерева, а дома в настоящее время использует доску и фигуры, изготовленные не из дерева.
«Я не знаю мастеров, которые изготавливают шахматы, но на рынке "Вернисаж" всегда с большим вниманием обхожу павильоны с шахматами. Скажу так: во всем нужно знать меру, это касается и дизайна шахматных фигур», – отметила Лилит Мкртчян.
Шахматистка также отметила: если во время турниров могут встречаться шахматные фигуры, которые могут оказывать негативное воздействие на шахматиста, то последний всегда может обратиться к судье – чтобы при возможности их поменяли.