Давид Саакянц: Я за такую цензуру
Корреспондент Panorama.am побеседовала с мультипликатором, режиссером, заслуженным деятелем культуры РА, руководителем анимационной студии «Роберт Саакянц Продакшн» Давидом Саакянцем о съемках полнометражного фильма «Олимпикос» (Olimpicos) и предстоящих планах, проводимой в стране культурной политике.
– Над каким проектом Вы сейчас работаете?
– На данный момент пытаемся, используя имеющиеся у нас ресурсы, завершить съемки полнометражного фильма «Олимпикос» (Olimpicos).
– Работы над фильмом начались в 2015 году, в эти годы предоставлялось государственное финансирование. Почему до сих пор не завершили съемки мультфильма? За эти 4 года сколько средств предоставило для фильма министерство культуры?
– Создание любого полнометражного мультфильма – очень дорогое удовольствие. Если во всем мире предусматриваются очень большие бюджеты для таких проектов, учитывая финансовую ситуацию в Армении, мы, естественно не могли получить эту сумму сразу и завершить работу в течение 1-2 лет. Как и в случае с мультфильмом «Анаит», нам пришлось распределять процесс создания фильма по годам.
Принимая во внимание опыт работы над мультфильмом «Анаит», мы поняли, что пять лет – это самый оптимальный вариант при имеющихся у нас условиях, при котором мы можем завершить съемки.
Над мультфильмом «Анаит» мы также работали в течение пяти лет, а до этого мы закончили мультфильм «Давид Сасунский» за 9-10 лет. Если финансов бывает много, мы заканчиваем фильм быстрее. В течение четырех лет министерство культуры предоставляло часть финансирования, а в этом году, по неизвестным нам причинам, непонятно, почему, мы не получили финансирования от министерства.
Сумма была распределена на 5 лет. Общий бюджет составлял 250 млн драмов, предполагалось, что у нас будет 50 млн в год, хотя в прошлом году было выделено 40 млн драмов. Анимация – самая дорогая в киноиндустрии. Финансирование любого 70-минутного мультфильма, который снимается в мире, начинается с 4 миллионов долларов.
– По какой причине отказали в финансировании?
– Изменились какие-то порядки и т. д. и т. п.. Все это привело к тому, что после четырех лет финансирования в завершающем году его не предоставили. На этот месяц была запланирована премьера. Если бы было финансирование, конечно, фильм уже был бы готов. Теперь пытаемся довести до завершения на свои средства.
Все обязанности, которые у нас были по отношению к министерству культуры и государству, мы выполнили, наша работа была представлена, она была принята, то есть мы представили отчеты, они были приняты. В ноябре мы получили письмо о том, что вся наша работа, которую мы обязались выполнить перед министерством культуры, выполнена.
Поскольку нет четкого ответа на вопрос, почему фильм не финансируется, у меня нет какой-либо причины, вынужден приходить к различным выводам. Я действительно не знаю, возможно, порядок изменился, или у них есть более важные проекты, такие, как, например, фильм «Мел». Возможно, у них другие цели, не считают целесообразным оказывать содействие фильму.
Сюжет фильма не имеет никакого отношения к какому-либо политическому контексту, это наша интерпретация относительно участия и победы царя Вараздата на Олимпийских играх в 4-м веке. Это всего лишь анимационный мультфильм. Кстати, я не думаю, что они были знакомы со сценарием, он был написан в 2014 году вместе с Варданом Задояном. Мультфильм снимается на основе сценария, написанного пять лет назад.
Я свободно созидающий человек. Нефинансирование этого фильма показывает, что, по всей вероятности, принято решение больше не поддерживать этот фильм. Я думаю, что это, сама по себе, одна из форм цензуры.
– Когда мультфильм будет готов?
– Мы не можем предугадать, когда мы закончим фильм своими силами.
Над фильмом работают 20 художников. Если у нас не будет возможности платить им, процесс еще больше замедлиться.
– Господин Саакянц, сегодня говорят о минимальном вмешательстве государства в творческие процессы, что даст эта либерализация?
– Если существует государственная идеология, а затем и государственная поддержка, государство должно иметь стратегию в сфере культуры, выбрать какой-то курс и двигаться дальше в соответствии с ним. Желательно, чтобы он имел национальную направленность.
Обязательно нужно сохранить нашу национальную культуру, и это должно быть одной из государственных функций. Если оно не поддерживает такие проекты, дает свободу, тем самым может быть нанесен ущерб национальной культуре, национальным школам. В этом случае я считаю, что государство должно контролировать то, что снимается на государственные средства.
То, что финансируется из государственного бюджета, из наших налогов, должно иметь направленность. Если министр заявляет, что после этого концерты на основе сатанизма не будут запрещаться, я, как налогоплательщик, против того, чтобы уплачиваемые мной средства предоставлялись, например, на сатанинские концерты. Это совсем не подход к культуре. Сама свобода должна быть иной. У государства должна быть стратегия, связанная с культурой, и нужно строго придерживаться ее, должны создаваться труды, которые будут непреходящими для всей армянской культуры. В любом случае у министерства культуры должна быть конкретная направленность. Если там должна быть цензура, то я за такую цензуру, потому что снимать все, что приходит в голову, на государственные деньги, уже не свобода, а анархия.
– Вы уже планировали, о чем будет следующий мультфильм?
– Мы сконцентрировали все силы, чтобы закончить этот фильм, потом время покажет, с чем мы столкнемся. У нас много проектов на бумаге, есть идеи, но на данном этапе говорить об этом слишком рано. Закончим этот фильм, а потом посмотрим.
– Спасибо за беседу.
Смежные статьи
- Давид Саакянц о политике в сфере культуры: Ситуация намного тяжелее, чем когда-либо прежде
- Мультипликатор Давид Саакянц более не желает быть в составе Союза кинематографистов Армении