Правозащитники Армении не доверяют ни предоставляющим решение о прослушке судам, ни осуществляющей прослушку полиции
После принятия в Национальном Собрании Армении законопроекта «О внесении изменений в Закон РА “Об оперативно-розыскной деятельности”» в первом чтении, соотношением голосов 82 «за» и 19 «против», это вызвало опасения среди граждан и представителей юридического сообщества.
Напомним, что авторами предлагаемы изменений являются депутаты от фракции «Мой шаг» Армен Хачатрян, который в прошлом занимал должность заместителя начальника Дорожной полиции РА, и Сипан Пашинян, который является племянником премьер-министра РА Никола Пашиняна. По проекту предлагается предоставить Полиции необходимые технические средства для осуществления прослушивания телефонных звонков, установления местоположения граждан, а также создать отделение, которое будет заниматься данной деятельностью.
«Что за тотальный контроль над личной жизнью граждан?» – выразила подобные опасения историк, востоковед, этнограф Грануш Харатян.
Между тем, заместитель министра юстиции Армении Србуи Галян в Национальном Собрании Армении предложила пока проголосовать против принятия подобного законопроекта, оно получило отрицательное заключение правительства РА.
В беседе с Panorama.am Армен Хачатрян отметил, что он увидел необходимость в совершении подобных изменений во время работы в правоохранительных органах, необходимость возникла из практики. Полиция не обращалась к представителям законодательного органа с подобной просьбой, инициативой, призывом, однако, депутаты проводили обсуждения с сотрудниками полиции, в результате которых ещё больше убедились, что внесение подобных изменений строго необходимо.
«Полиция всегда осуществляла прослушку, однако, посредством технических средств Службы национальной безопасности (СНБ). Самая большая часть по борьбе с преступностью – около 80% – выпадает на долю Полиции, однако у этого органа нет технических средств. Это то же самое, как если бы Дорожная полиция для соблюдения правил дорожного движения обратилась бы к другому органу, к примеру, МЧС: брала бы у них автомобили, использовала, затем – возвращала. Это грубый пример, но складывается примерно похожая ситуация», – отметил бывший заместитель начальника Дорожной полиции.
Кстати, отметим, что Дорожная полиция посредством собственных автомобилей плохо осуществляет данную функцию, доказательством этого является растущее с каждым днем число ДТП, цена этого, к сожалению, человеческие жизни. Иными словами, иметь собственные технические средства вовсе не является гарантом эффективной работы.
Обратившись к теме прослушки, депутат отметил, что процессуальный порядок не меняется, прослушка будет осуществляться по решению суда.
В связи с этим свои опасения выразил также правозащитник Вардан Арутюнян. Он подчеркнул важность, необходимость формирования независимого, беспристрастного и справедливого суда.
«Если Служба национальной безопасности Армении обладает правом осуществлять прослушку, так почему у Полиции не должно быть таких прав? Однако суды должны суметь проводить глубинный анализ каждого иска, представленного со стороны Полиции или СНБ, после чего вынести вердикт. У меня имеются опасения, что данным вопросом могут злоупотреблять в случае с нашими действующими судами. Как в случае СНБ, так и Полиции данным правом нельзя злоупотреблять, это всё должно проводиться по решению судов и в соответствии с буквой закона», – подчеркнул он в беседе с корреспондентом Panorama.am.
Если суд удовлетворить иск Полиции, то этот правоохранительный орган присоединится к работам по осуществлению прослушки. В свою очередь у правозащитника Жанны Алексанян имеется недоверие по части Полиции.
«Знаете что, во-первых, нет назначенного начальника Полиции Армении. При обсуждении подобных законопроектов мы должны увидеть, какие обещания и заверения он дает. Сегодня нет ещё доверия общества к Полиции, особенно, что публикуются видеоматериалы с пытками, а мы знаем о подобных случаях, видим, как незаконно продолжает действовать полиция. Я и сама не доверяю, и не могу позволить, чтобы полиция прослушивала меня, на самом деле, пострадают граждане», – обосновала свою личную точку зрения правозащитник.
По словам Ж. Алексанян, необходимо было прислушаться к призыву министра юстиции и проголосовать против.
«82 депутата от фракции “Мой шаг” проголосовали “за” данный законопроект, что же, мы возвращаемся во времена РПА? Не только же их голосами всё решается», – отметила собеседница Panorama.am и добавила: «Полиция была передана нам в качестве дискредитированной, незаконной, действующей за рамками закона структуры, разве после революции структура была реформирована? Не понимаю, как можно этой привилегированной полиции предоставлять ещё одну привилегию, ведь эти люди должны измениться, ведь они должны научиться действовать в соответствии с буквой закона».
В свою очередь Армен Хачатрян выразил согласие с тем, что общество не доверяет полиции, но считает это последствием, одной из причин является отсутствие необходимого для надлежащего выполнения полномочий инструментария, полиция годами была лишена рядом полномочий.
«Процедура предоставления технических средств со стороны СНБ является довольно длительной, что приводит к снижению эффективности раскрытия преступлений. Иногда пропадает срочность, исключительно из-за задержки, возможно, что некоторые преступления раскрываются с трудом или вовсе не раскрываются. Не раскрытие преступлений, неэффективность борьбы против преступности также приводят к недоверию, мы должны сделать всё, чтобы авторитет полиции повысился. Доверие людей просто так не сформируется», – пояснил парламентарий.
Чтобы полиция сумела повысить эффективность борьбы с преступностью, по словам А. Хачатряна, необходимо предоставить ему по закону необходимый инструментарий, после чего только требовать эффективности.
Напомним, суд, согласно закону, может удовлетворить иск на осуществление прослушивания, когда речь идет о тяжелых или особо тяжелых преступлениях, когда все остальные оперативно-розыскные мероприятия иссякли, остается лишь этот способ для раскрытия преступления.
У автора законопроекта, однако, нет статистических данных, сколько раз за год была осуществлена прослушка телефонных разговоров, сколько дел не было раскрыто из-за отсутствия необходимых технических средств, или сколько дел было раскрыто с опозданием.
Предлагаемые изменения предполагают: «Директор СНБ и начальник Полиции РА, каждый по части своей системы, не позднее 31 января следующего года представляют премьер-министру РА ежегодный отчет, который содержит число осуществленных прослушек за прошедший год».
А. Хачатрян уточняет, что осуществление прослушки не должно быть доступно другим государственными органам.
Кто будет контролировать имеющего технические средства полицейского, чтобы они не злоупотребляли полномочиями по осуществлению прослушек, установления местоположения владельца мобильного телефона, кто будет следить, чтобы имеющиеся под рукой сведения полиция не предоставляла какой-либо преступной группировке. Подобный сценарий не исключает Грануш Харатян.
«Существует судебный, прокурорский надзор, кроме этого, руководитель органа несет непосредственную ответственность за проведение оперативно-розыскных мероприятий, кроме этого не сложно осуществлять контроль техническими средствами, один человек не может осуществлять подобную тайную деятельность, работает целое подразделение, не думаю, что кто-либо пойдет на это», – отметил в свою очередь А. Хачатрян.
Напомним, во времена осуществления посредством технических средств контроля в Армении был прослушан телефонный разговор между директором Службы национальной безопасности и начальником Специальной следственной службы РА, а по возбужденному уголовному делу нет никакого прогресса, ни у одного лица нет статуса по данному делу.
Кстати, у авторов законопроекта отсутствуют какие-либо расчеты, во сколько конкретно им обойдется приобретение технических средств, установленных по закону.
«Это проблема стратегического значения, говорить здесь о выделении средств немного больше, или немного меньше, полагаю, неуместно. Это уже решит правительство», – отметил Армен Хачатрян.
По проекту предусматривается, что данный закон вступит в силу на следующий день после назначения начальника оперативно-технического подразделения, действующего в системе Полиции Республики Армения.